Реконструкция облика древнерусского города Тешилова
Автор: Василий Демидов   
06.03.2018 13:10

 

РЕКОНСТРУКЦИЯ ОБЛИКА ДРЕВНЕРУССКОГО ГОРОДА ТЕШИЛОВА.

Корецкий В.И.

Демидов В.Э.

 

Статья опубликована в сборнике:

V научно-практическая конференция "Города центральной России в истории предпринимательства и культуры". Серпухов. Доклады, сообщения. Тула, 2017. С. 49-55.

 

В древних русских летописях и документах содержатся упоминания о городе Тешилове. Местоположение его известно - это городище у деревни Спас-Тешилово на Оке в 15 километрах к юго-востоку от Серпухова. Согласно сведениям летописей и данным раскопок А.В. Арциховского (Арциховский, 1925), Тешилов существовал в период с 12 по 16 вв. Как выглядел этот город неизвестно. К настоящему времени делались две попытки реконструкции облика Тешилова. Одна из них это рисунок воротной башни и стены, наложенный на фотографию южного вала городища. Сделан он в 1980 году В.С. Воронежским и Ю.В. Беспаловым (Беспалов, 2007, стр. 22), и представляет лишь фрагмент Тешиловской крепости. Вторая реконструкция более полная – это макет Тешилова, сделанный руками ребят из Детской экологической станции под руководством С.В. Губина и А.П. Букина, в настоящее время экспонируемый в Пущинском музее экологии и краеведения. Макет показывает облик всего города, но содержит неточности в форме и положении детинца и городского посада. В настоящей работе сделана попытка восстановить облик Тешилова, опираясь на археологические данные и современные научные представления об облике древнерусских городов.

Согласно данным А.В. Арциховского и последующих разведок, обобщенных в Археологической карте России (АКР, 1994), расцвет Тешилова приходится на домонгольское время – 12 и начало 13 вв. Именно для этого периода мы и делаем реконструкцию города, выбрав зимние месяцы - ведь именно зимой 1147 года, согласно Никоновской летописи (ПСРЛ, том X, 2000), в эти места бежал от преследователей черниговский князь Святослав Ольгович, которому в то время принадлежали все приокские городки в земле вятичей. Тешилов располагался на глухом пограничье Черниговского княжества. Ниже по Оке, за устьем Беспуты, начинались земли рязанских князей, в лесах к северу протянулась граница с Владимиро-Суздальским княжеством, а на западе, в верховьях Протвы, власть держали смоленские князья. Тешилов был сторожевой крепостью и одновременно являлся опорным пунктом в землях недавно покоренного местного населения – известных нам по летописям вятичей.

 

Рис. 1. Реконструкция облика города Тешилова в XII веке (зима 1147 года). Художник В.И. Корецкий.

На Рис. 1 представлена наша реконструкция Тешилова: вид на город и посад с запада на восток, вниз по течению Оки. Обоснование всех изображенных элементов приводится ниже и разделено на три блока: окружающий ландшафт, структура города, детали расположения и конструкции отдельных построек и укреплений.

Начнем с ландшафта. Тешилов расположен на правом берегу Оки чуть западнее устья речки Любожихи. Местность в 12 веке несколько отличалась от той, что мы наблюдаем сегодня. По правобережью Оки тянется высокий берег с относительно плодородными почвами, где в 16 веке была велика площадь распашки и плотность сельского населения (см. количество деревень в Писцовыя книги…, 1877). В 12 веке, во время расцвета Древней Руси, судя по количеству сохранившихся памятников (АКР, 2004), здесь также плотность сельского населения была достаточно велика. Сельское хозяйство подразумевает распашку, сведение лесов и интенсивный выпас скота, и поэтому правый берег Оки в 12 веке, в отличие от наших дней, был практически лишен леса. На противоположном, левом берегу, ныне расстилаются пойменные луга и сосновые боры. Бедные песчаные почвы здесь препятствовали земледелию (Лидов, 1951), плотность населения всегда была невелика, и пейзаж в 12 веке практически не отличался от того, что мы видим сегодня.

Основные элементы города Тешилова - это детинец (крепость) на площадке городища и к востоку от него городской посад с дворами земледельцев, рыболовов и ремесленников. Тешилов относится к малым городам Древней Руси (Куза, 1989). Его крепость была невелика и, несомненно, была деревянной. Ныне площадка городища, слегка наклоненная к реке (см. Рис. 2), разделена на семь ступенчатых ярусов, образовавшихся при распашке (до середины 20-го века городище распахивалось крестьянами села Спас-Тешилово). Семь ярусов группируются в три основных яруса, которые, весьма вероятно, существовали и в период строительства крепости. Эти три основных яруса отражены на реконструкции.

 

Рис. 2. Фотография валов и площадки Тешиловского городища 2016 г.

В плане площадка городища представляет собой овал длиной 80 метров и шириной 50 метров. Высота достигает 4-5 метров, с напольной стороны располагается ров, глубиной 3-4 метра, и над ним два отрезка валов, высотой от 5 до 6 метров (см. Рис 3).

 

Рис. 3. Схема Тешиловского городища (источник: АКР, 1994).

Посад – поселение за пределами стен крепости, имел небольшие размеры. Численность жителей здесь была невелика. Например, в конце 16 века по сведениям писцовых книг (Писцовые материалы…, 1997) на Тешиловском посаде располагались 17 дворов рыболовов и торжок с таможенным двором. Нечто подобное, торг или мытный двор (показан на Рис. 1 у подножия посада), должны были бы существовать на берегу Оки, основной торговой артерии края, и в 12 веке. В отдалении, за устьем р.Любожихи, показан небольшой хутор у подножия пущинского холма. Сам холм, на котором ныне стоит город Пущино, безлесным горбом возвышается на дальнем плане.

Перейдем к рассмотрению построек крепости. Согласно современным представлениям (Моргунов, 2009), подавляющее большинство древнерусских городов укреплялись стеной из забутованных землей либо полых внутри срубов-городней. Собственно, сохранившиеся валы Тешилова и есть остатки развалившихся дерево-земляных стен. По верху их шел крытый боевой ход – заборола, с бойницами для стрельбы либо открытым парапетом для возможности сброса камней и бревен на нападающих. Последний вариант выбран для реконструкции облика Тешилова, причем количество и высота городней соответствуют известным историческим примерам.

Башен по окружности стены в малых крепостях в домонгольское время не строили, кроме единственной воротной. Воротная башня чаще всего представляла собой высокий сруб с боевой площадкой наверху и деревянной крышей. По краю крыши обычно тянулись особые выступы-полицы, предохранявшие стены от дождя и гниения. А.В. Арциховский предполагал, что валы Тешилова заходили друг за друга, и подход к воротам крепости шел вдоль стены по днищу рва. Однако, по нашим наблюдениям, хотя валы действительно несколько смещены в сторону от продольной оси площадки городища, но они не заходят друг за друга, и воротный проезд смотрит строго перпендикулярно рву. Здесь возможна иная реконструкция въезда. В русских летописях есть упоминания мостков, ведших через ров к воротам башни. Мостки эти не были подъемными, а «разметывались», разрушались при приближении врага. Такой мосток нарисован и на реконструкции.

Будучи островком княжеской власти в земле вятичей, Тешилов являлся одним из центров христианской проповеди в языческих лесах. Поэтому среди изображенных на реконструкции внутри города построек главная – это церковь. Она, конечно, была деревянной. Каменные храмы в то время строились лишь только в самых крупных городах. Прообразом изображенной на реконструкции стала суздальская (Глотовская) деревянная Никольская церковь. Маковку, обычную для более поздних эпох, мы рисовать не стали, поскольку в 12 веке в деревянном зодчестве доминировал шатер (Заграевский, 2008). Не имея собственной традиции, русские зодчие старались воплотить в дереве образы византийских каменных церквей. Вместо маковки на крыше церкви нарисована небольшая деревянная шатровая башенка с крестом.

Дома жителей небольшие. А.В. Арциховский интерпретировал постройки на городище как наземные хижины с полом из утрамбованной глины. Крыши их были покрыты соломой (как это делалось в окрестных деревнях до середины 20 века), либо тесом. Больших русских печей с трубами в 12 веке еще не было. Дым от очагов и маленьких глиняных печей выходил «по черному»: либо в специальное узенькое оконце, либо прямо через соломенную крышу. Среди прочих домов выделяется двухэтажный терем городского посадника с оградой вокруг двора. Мы изобразили его здесь исходя из тех соображений, что Тешиловская крепость строилась в 12 веке (Арциховский, 1925), в период, когда власть черниговских князей только-только утвердилась в этом глухом краю, и для управления покоренными вятичами в городе, несомненно, требовалось присутствие княжеского представителя с небольшой дружиной. В усадьбе посадника хранился и запас зерна на случай осады города отрядами соседних княжеств или восставшими вятичами.

В древнерусских городах улицы часто мостились деревянными мостовыми, благодаря которым между домами в дождливую погоду не появлялось грязевого месива, а все оставалось достаточно чисто и ухожено. Такие же мостовые мы нарисовали и в Тешилове.

В городе также мог располагаться и колодец. Ему не обязательно было быть очень глубоким. Грунтовые воды здесь достаточно близко подходят к поверхности, что видно по наличию небольшого родника по соседству с городищем.

За пределами крепости за рвом показан посад – окольный город, известный нам по археологическим разведкам. Посады в крупных городах нередко укреплялись частоколами, как, например, в Серпухове (Симсон, 1880). Но для таких малых городов как Тешилов, у которого площадь посада соответствует размерами небольшой деревеньке, вряд ли можно реконструировать какие либо дополнительные укрепления. Собственно, тешиловский посад и был, по сути, маленькой деревней, прижавшейся к укрепленному детинцу.

В целом на реконструкции мы видим небольшую сторожевую крепостицу, которой был Тешилов в 12 веке, когда в этой лесной глухомани черниговские князья установили свою власть над недавно замиренными вятичами. Здесь княжеский посадник вершил суд, сюда же свозилось тягло – налог с окрестных земледельцев, бортников, охотников и рыболовов. Местный священник проповедовал Слово Божие закоренелым язычникам, упорно державшихся старых племенных обычаев. На торгу возле реки шла торговля, приезжали купцы из Чернигова, Рязани, Киева, Смоленска, Новгорода и Булгар. На полях вокруг города летом зрела пшеница, а зимой над сугробами крутила поземка. В отдалении от Оки по темным оврагам еще рос первобытный лес, липняки и дубравы. Красивое древнее время, в которое невозможно вернуться, но которое можно попытаться восстановить в рисунках, подобных нашей реконструкции.

 

ЛИТЕРАТУРА

АКР, Московская область, под ред. Ю.А.Краснова, ИА РАН, Москва, 1994 г.

Арциховский А.В. Отчет о раскопках в Серпуховском уезде. Архив ИИМК РАН, Фонд 2, Опись 1, 1925 год, дело 186.

Беспалов Ю.В. Земля вятичей. Москва, 2007.

Заграевский С.В. Первый каменный шатровый храм и происхождение шатрового зодчества. 2008.

Куза А.В. Малые города Древней Руси. / Москва, Наука, 1989.

Лидов В.П. Отчет о работе в Приокско-Террасном заповеднике, рукопись, 1951. Фонды научного отдела ПТЗ.

Моргунов Ю.Ю. Древо-земляные укрепления Южной Руси X-XIII веков. Москва, 2009.

Писцовыя книги XVI века. // Под редакцией Н.В. Калачева, часть 1, отделение 2, Санкт-Петербург, 1877.

Писцовые материалы дворцовых владений XVI века. // Институт Российской Истории РАН, 1997.

ПСРЛ Полное Собрание Русских Летописей, том X. Издание 3-е. Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью. Москва, 2000

Симсон П. История Серпухова в связи с Серпуховским княжеством и вообще с отечественною историею. Москва, 1880.