Театр в селе Дмитровском
Автор: Administrator   
21.01.2015 13:13

ЮРИЙ   ИЛЬИН

 

 


Антон Павлович,

Евгения, Владимир и другие…

(Краеведческая история)

...замечательные люди исчезают у нас,

не оставляя по себе следов.

Мы ленивы и нелюбопытны.

А.С.Пушкин.


Новый поворот в старой истории.

В октябре 2004 года  у нас в Пущине1) в Доме ученых был в гостях директор музея-усадьбы «Мелихово» Юрий Александрович Бычков. Он представил  свою книгу-альбом «Лучший из людей» о мелиховском периоде жизни А.П.Чехова. Встреча удалась. Юрий Александрович говорил о Чехове просто и доверительно. Антон Павлович в его рассказах получился живым, теплым, без академического грима. Я уходил домой  с неуловимо грустным, «чеховским» настроением.

Дома  мне  захотелось продолжить очарование и полистать письма или записные книжки Антона Павловича. Беру наугад том писем и  наугад же открываю страницу.  Взгляд падает на запись  в самом верху:

36. Е.В.ОМУТОВОЙ

24 ноября 1887 г. Москва.

На книге: А. Чехонте (Ан.П. Чехов), «Пестрые рассказы»,.

СПб, Издание   Журнала «Осколки»,1886.

 

Евгении Викторовне Омутовой, спасшей мою пьесу.

 

 

Просто мистика!  Почему-то именно в этот вечер открылась именно эта запись. Ведь с именем Евгении Викторовны  Омутовой связана давняя история из моих краеведческих изысканий. Но в ней не было А.П.Чехова и вдруг такой поворот сюжета: Евгения Викторовна Омутова спасает чеховскую пьесу  и получает в награду книжку с автографом. Какая пьеса, что значит спасает? Ищу комментарии к надписи №36 в полном собрании сочинений Чехова.  Потом достаю папку со своими старыми материалами – многое забыл, надо перечитывать…

Как же обидно, что не увидел этой дарственной надписи  раньше…

Это недавно было…

Мой   информатор о минувших днях, покойный уже Василий Ильич Соболев частенько начинал очередной свой рассказ присловием: « Юр, это недавно было, лет двадцать пять назад». Я посмеивался. А теперь вот ловлю себя на мысли, что сам так ощущаю время, кажется, что недавно это было,  в 1974 году…

Протекает  юго-западнее  Пущина небольшая речка Скнига2). В ее  окрестностях в разные времена жило много интересных людей и произошло много примечательных событий . На берегу  Скниги лежит село Дмитровское, (район Заокский, область Тульская). На перекрестке двух некогда важных дорог: Москва-Тула и Алексин-Кашира. Поэтому раньше село было многолюдным и зажиточным. «Одних чайных было тринадцать штук»- с гордостью сообщали местные старожилы. Потом тульский тракт провели западнее, алексинская дорога тоже потеряла свое торговое значение, видимо с развитием железных дорог. Но Дмитровское еще долго оставалось крупным поселением.

Среди других  исторических сведений, касающихся Дмитровского и его окрестностей, рассказывали мне местные старожилы об артистке Малого театра, подруге М.Н.Ермоловой, Евгении Викторовне Омутовой. Как она вместе с мужем, актером и художником Владимиром Романовичем Вейхелем организовали в Дмитровском на рубеже 20 – 30 годов драматический кружок. Как ставили Л.Толстого, А.Островского, А.Чехова. Как давали представления в соседних деревнях, как в поселке Заокский на спектакле была О.Л. Книппер-Чехова, как В.Р.Вейхель умер на сцене в декорациях «Живого трупа»...Этому можно было верить, т.к. сообщали разные люди. Сообщали  лет пятьдесят спустя после событий, значит сверкнуло что-то яркое в их жизни.  Как пропустить такой сюжет!

Я стал расспрашивать и наводить справки. Выяснилось, что Е.В.Омутова  происходила из дворянского рода Цыбульских, помещиков соседней деревни Глебово. Вернулась на склоне лет в родные места…

Из книги В.И.Чернопятова «Дворянское сословие  Тульской  губернии», изданной в нескольких томах в начале 20 века, выяснилось, что у Евгении Викторовны Омутовой (Цыбульской), был брат Борис, 1870 г.р. и сестра Екатерина, 1878 г.р.. Я не сразу разобрался в семейных отношениях  сестер Цыбульских и Владимира Вейхеля. В конце- концов выяснилось, что сначала  замужем за  Владимиром  Романовичем Вейхелем была Екатерина, которая умерла молодой, в 30 лет.  После смерти Екатерины Владимир Романович женился на ее сестре – Евгении Викторовне Омутовой (Цыбульской).

По  Чернопятову ( том 7 - «Некрополь»)  нашел около разрушенной церкви несуществующего теперь сельца Незнани  могилу

матери сестер - Екатерины Самуиловны Цыбульской, 60 лет, которая скончалась в 1898 году. Об этом сообщала надпись на известняковом надгробном камне, погрузившемся на треть в землю и заросшем  густой травой. Приглядевшись, обнаружил на боковой стороне камня кое-как  выбитую надпись с именем Екатерина. Как сказано в «Некрополе» -    Екатерина Викторовна Вейхель, 30 лет, жена неклассного художника и бывшего театрального артиста Владимира Романова , умерла  в 1908 году... Мать и дочь упокоились под одним камнем. Могилы  Омутовой  и Вейхеля , похороненных, по словам местных жителей, на этом же кладбище, отыскать не удалось…

У Екатерины Викторовны и Владимира Романовича была дочь – Наталья.   Мне рассказали, что  Наталья Владимировна вышла замуж за бывшего прапорщика, в то время комиссара - Бестяглова Родиона Петровича.  «Видный такой был, со шпорами  ходил,- рассказывала мне бывшая  зав.библиотекой Ольга Сергеевна Соломатина – думали, что наш жених, а он на барыне женился, да и уехали они вскоре». Эти сведения подтвердил и одноклассник Ольги Сергеевны  - Александр Васильевич Добрынин.  Оба 1906 года рождения. Можно полагать, что Наталья Владимировна была примерно их ровесницей.

Когда-то  в мою библиотеку случайно попала объёмистая книга, выпущенная в 1924 г. к столетию Малого театра.  Нужно ли говорить, что я проштудировал ее самым тщательным образом. Увы, ни Омутовой,  ни Вейхеля в списках труппы не оказалось. Ничего не дал и звонок в музей Марии  Николаевны Ермоловой.  Е.В. Омутова в числе её знакомых, по словам директора музея, не значилась.

Что-то в материале не сходилось, цель стала казаться                                                                                                 малозначимой, а дальнейшие  поиски  - слишком  трудоемкими.   И времени не хватало – была семья, интересная основная работа, походы, экспедиции. Расследование истории  Омутовой и Вейхеля отодвинулись на многие, как оказалось, годы.

 

Теперь только понимаю, как много я упустил, Как много можно было узнать о подробностях, живых деталях, именах и фактах.. Но  не узнал, не расспросил…

 

 

 

 

 

…дайте мне Ваш портрет…

Не зря мы бились в свое время за подписку на полного академического Чехова!  Все там опубликовано и откомментировано до мелочей!  Легко нахожу  в 12-м томе  писем примечания к дарственной надписи на книге  «Пестрые рассказы».  Все гораздо интересней, чем можно было представить :

Е.В. ОМУТОВОЙ

24 ноября  1887г.

Печатается по письму Е.В.Омутовой к Чехову от 18 января 1904 г. (ГБЛ).Впервые опубликовано: ЛН, т. 68, стр. 281, с неверной датой: 20 ноября. Местонахождение автографа неизвестно.

Премьера  «Иванова» состоялась в Московском театре Корша 19 ноября 1887г. Роль Саши исполняла Н.Д. Рыбчинская, у которой была больна дочь. На втором представлении, 23 ноября, ее заменила Е.В.Омутова, игравшая без репетиции.(письмо Чехова Ал.П. Чехову от 24 ноября 1887 г.) .18 января 1904 г. Омутова обратилась к Чехову с письмом: «Много лет назад, когда Вы ставили Вашу пиэсу «Иванов»6) в театре Корша, я, по внезапной болезни Рыбчинской, заменила ее, поздней же я всегда играла Сарру. На другой день,11 ноября (года не помню), Вы прислали мне с Вашим братом, тогда еще студентом, Вашу книгу «Пестрые рассказы» с вечно дорогой  для меня надписью: «Евгении Викторовне Омутовой, спасшей мою пиэсу». Но эта книга у меня пропала, найти ее я не могла. И вот теперь прошу, пришлите мне или «Пестрые рассказы», или «Иванова», но с той же надписью». (ГБЛ).

Просьба была исполнена. В записную книжку Чехов занес адрес Омутовой (см. т.17 Сочинений, стр.189).

«Глубоко тронута Вашей любезностью…», писала Омутова Чехову 23 января 1904 г. (ГБЛ).

Еще в том же письме от 18 января 1904 г. Омутова писала: …«дайте мне Ваш портрет с надписью». Просьба была исполнена. Фотография числится среди несохранившихся или ненайденных.

Эти сведения показались мне чрезвычайно интересными:

Теоретически  могли сохраниться до наших дней две книжки А.П.Чехова «Пестрые рассказы» с одной и той же надписью и фотография с автографом!

Это хорошая мотивация для поисков и попыток понять, где могут быть сегодня драгоценные чеховские автографы и  кто же они такие – Омутова и Вейхель, сумевшие оставить по себе народную память, почти легенду.  Узнать хотя бы немного об их биографиях, окружении, личных судьбах, проверить достоверность имеющихся сведений…

Но для начала посмотрим, как же «спасала» Е.В.Омутова  чеховского «Иванова»…

Страсти по «Иванову».

В сентябре 1887 года Ф.А.Корш предложил Чехову написать пьесу для своего театра. Чехов: «Как-то я был в театре Корша. Шла новая пьеса. Вычурная, препротивная. Ни складу, понимаешь, ни ладу. Я и начал, что называется, разносить пьесу. А Корш ехидно и говорит: «А вот Вы вместо того, чтобы критиковать, лучше взяли бы, да сами написали пьесу». Я говорю: «хорошо, и напишу.» Так и произошел «Иванов»».

К 5 октября пьеса была закончена. В письме к брату Александру Чехов пишет о пьесе: «Всем нравится. Корш не нашел в ней ни одной ошибки и греха  против сцены...»

Пьеса прошла цензурные проверки и была принята к постановке, которая шла трудно и отняла много сил у автора. Чехов писал 24 октября в письме к брату Александру: «Актеры не понимают, несут вздор, берут себе не те роли, какие нужно, а я воюю, веруя, что если пьеса пойдет не с тем распределением ролей, какое я сделал, то она погибнет. Если не сделают так, как я хочу, то во избежание срама пьесу придется взять назад.» Вместо обещанных десяти репетиций было только четыре. Чехов опасался, что пьеса «у Корша шлепнется, так как играть её решительно некому.» Чехов невероятно волновался и писал за несколько дней до премьеры: «К 19-му ноября я готовлюсь, как к венцу». И вот премьера состоялась. Чехов брату Александру: «Театралы говорят, что никогда они не видели в театре такого брожения, такого всеобщего аплодисменто-шиканья, и никогда в другое время им не приходилось слышать стольких споров, какие видели и слышали они на моей пьесе». В следующем письме ему же пишет, что «на первом представлении было такое возбуждение в публике и за сценой, какого отродясь не видел суфлер, служивший в театре 32 года».

Второй премьерный спектакль состоялся 23 ноября. И вот тут выбыла из строя Рыбчинская – исполнительница роли Саши. Случилась  вполне водевильная история : молодая, талантливая актриса без репетиции заменяет  примадонну. Можно представить, как волновалась Женечка  Омутова, только-только поступившая на службу. Ведь она оказалась в самом центре бурно закипевшего театрального котла. И не спасовала. С какой, видимо, искренней благодарностью подписывал Антон Павлович только что вышедший свой сборник  «Пестрые рассказы»: «Евгении Викторовне Омутовой, спасшей мою пьесу». И с какой гордостью и радостью принимала этот подарок Евгения…Из письма Омутовой  к Чехову видно, что история эта осталась в ее памяти  на всю жизнь…

После окончания театрального сезона 1889 года  «Иванов», переработанный из комедии в драму, был включен в репертуар труппы московских драматических артистов под управлением Н.Н.Соловцова и показан на гастролях в Одессе (18 апреля) и Киеве (16 мая) – с участием В.Н.Давыдова (Иванов), Н.Н.Соловцова (Лебедев), Н.П. Рощина-Инсарова (Львов), Н.Д. Рыбчинской (Саша), Е.В. Омутовой (Сарра).

Помните: « поздней же я всегда играла Сарру»…              

Новый герой и старые сомнения.

В первый раз интернетовский «невод» пришел не то что с травой морскою, но с новым персонажем – Романом Романовичем Вейхелем . Первая мысль была, что это отец или брат  нашего героя – Владимира Романовича. Тем более, что Роман Романович был тоже театральный человек. Он основал знаменитый в 70-е годы (19 века, разумеется) кружок любителей театрального искусства «Почин», в котором участвовали многие московские и провинциальные актеры. В 1910-х годах Р.Р.Вейхель  ставил по всему Подмосковью разовые спектакли. Особенно успешно работал театр в подмосковном селе Богородское (ныне г. Ногинск). Там выступали  крупнейшие звезды : Ф.П.Горев, Н.П. Рощин-Инсаров, Глама-Мещерская, В.П.Далматов, М.В. Лентовский  и др. Для нас примечательно, что среди этих громких имен часто встречается Евгения Викторовна Омутова…

В конце-концов удалось установить годы рождения  Вейхелей. Роман родился в 1858 году (умер - в 1916), а Владимир в 1870 году (плюс-минус год). Значит, они , с большой вероятностью, - родные  братья, в крайнем случае – сводные.

Трудно утверждать, но кажется реальным, что сама идея создания народного театра в тульском селе Дмитровское была навеяна деятельностью неутомимого «театрального хлопотуна» , близкого родственника наших героев – Романа Романовича Вейхеля.

На очереди был  бахрушинский музей  и  московские библиотеки.    Жаль, что поиски из-за дефицита моего «московского» времени растянулись более чем на год. Как раз через год к нам снова приехал Ю.А.Бычков с новой книгой  о Чехове : «Я всё еще очарован», посвященной подлинным историям   любви Антона Павловича.  Мне казалось, что в письме  Омутовой  тоже  проглядывает затаенная любовь к  Чехову.  Я  рассказал  Юрию Александровичу о своих  находках и догадках . Он  посоветовал записать все  на бумаге. Это меня согрело, т.к. его пожелания совпали с моими устремлениями и утишили боль от старой раны : «а кому  все это нужно?»

Евгения .

Передо  мной  Отчет о финансовой деятельности театра  Ф.А. Корша с 1886 по 1900 годы – фонд 123 рукописного отдела театрального музея  им. Бахрушина. Среди прочих расходов – жалование актеров и гонорары авторов. Евгения Викторовна первое жалование получила в 1886 году – 270 рублей. Скромно. Поражает разброс заработков актеров – от 25 до 9750 рублей. Кстати, А.П.Чехову  начислено авторских 124 руб. 30 коп. Из года в год жалование Омутовой  растет и в 96-97 годах она получила уже 1857 рублей! Она теперь премьерша театра Корша. У Е.В.Омутовой приличная пресса. К 1897 году  ею поставлено четыре бенефисных спектакля. Вот отзыв на один из них. Журнал «Артист»  №132, 24 сентября  1897 г.

Театр Корша.

Бенефис Е.В.Омутовой.  …К … симпатичным явлениям в области бенефисов относятся, несомненно, бенефисы госпожи Омутовой, которая выбором пиес доказывает и свой художественный вкус, и свою сценическую добросовестность. Артистка, начавшая свою театральную карьеру в труппе театра Корша одиннадцать лет тому назад и ни разу не вышедшая из его состава, справляла в настоящем сезоне свой четвертый по счету бенефис. Первый ее бенефис был в 1894 г., когда артистка поставила поэтичнейшую индийскую поэму «Васантасену» и так тепло и мило исполнила в ней роль рабыни Манданики; в 1895 артистка поставила «Дамскую войну» Скриба, в 1896 г. интересную пиесу Макса Нордау «Право любить», и, наконец, в настоящее время благодаря ей в Коршевский репертуар включена комедия  Зудермана «Тихое счастье». Как видите, выбор пиес делает честь г-же Омутовой, и в этом отношении ее бенефисы всегда приятное, симпатичное и желанное явление.

Как артистическая личность, г-жа Омутова не представляет из себя крупной  величины; дарование у нее, конечно, есть, но не очень больших размеров. Зато вот что несомненно: у г-жи Омутовой , судя по ея сценической деятельности, очень серьезное отношение к делу, а в силу этого она прежде всего удивительно добросовестно и «самостоятельно» работает; артистка не зарывает данного ей таланта в землю, но трудится систематически и настойчиво, и ея терпеливый труд часто увенчивается                                                                                                                 большим успехом. Другой симпатичной чертой этой артистки является присущее ей чувство меры. Г-жа Омутова,  по-видимому, (это легко заметить на каждом шагу) руководствуется принципом, что «лучше доиграть, чем переиграть», почему никогда не впадает в шарж, никогда не позволяет себе прибегнуть к какому-нибудь грубому сценическому эффекту.

Далее автор рецензии, некто Б.П., отмечает недостатки в игре Омутовой, что нам цитировать вовсе не хочется, тем более, что Б.П. пишет: «Да не почтет кто-нибудь наши замечания за «придирки» : не будь г-жа Омутова симпатичной и интересной артисткой, не стоило бы и говорить об ея недостатках, но так как у артистки есть данныя для большаго успеха, чем тот, которым она теперь обыкновенно пользуется в Москве, нам кажется необходимым  делать посильные замечания о подробностях ея исполнения.»

Заметим, что  роль Васантасены в одноименной индийской драме исполняла близкая подруга Чехова Лидия Яворская8) . По рассказам она, когда Антон Павлович появлялся в ее гостиной, принимала позу героини  этой индийской драмы, вставала на колени и произносила: «Единственный, непостижимый,  дивный!»   (см. книги Ю.Бычкова «Лучший из людей» и «Я все еще очарован…»).

Вскоре отыскались и  фотографии Е.В.Омутовой. В тесных комнатах  отдела фотографий бахрушинского музея  устоявшийся годами беспорядок порядка – нагромождение книг, свертков, картин, фотографий, пакетов, рулонов, каких-то старинных вещей. Но едва успел я написать заявку на предмет розысков, как мне принесли четыре фотокарточки Омутовой.  Две из них изображают артистку в жизни, а две других – в роли сестры Наполеона в пьесе Сарду «Мадам Санжен». Все фотографии – дар семьи Корша.  Красивая женщина – «как артистка»!

А потом внимательные и исключительно благожелательные сотрудницы  отдела принесли мне  фотокарточку Владимира Романовича Вейхеля. Наконец-то лед тронулся и появились сведения  о Владимире Вейхеле. Подтянутая фигура,  красивое и мужественное лицо. Теперь оба  героя обрели конкретность!  Год съемки  не обозначен, но на обороте надпись фиолетовыми чернилами: « Вейхель В. – ученик

Правдина О.А».  Сотрудница отдела замечает: «Ученик Правдина это как студент  Соломина или  Табакова в наши времена, очень престижно, наверно талант был большой ваш Вейхель.»  Талант не талант, но информация к дальнейшим поискам полезная…

Владимир.

В это же время я отыскал ссылку на Вл. Вейхеля в фонде некой Крестовской10) (по другим источникам Крестовоздвиженской, а в замужестве Шпетт) Марии Александровны – провинциальной актрисы, режиссера и педагога, 1870-1940г. Они с В.Вейхелем учились в одной группе Театральной школы Малого театра. В дневниках Крестовской, которые она вела в студенческие годы,  описаны подробности учебы, даны характеристики сокурсников, оценки их ролей в учебных спектаклях.  Наш Володя Вейхель не из самых плохих по Крестовской.

Отыграв 4, 8. и 12 мая 1893 года в четырех выпускных  спектаклях, В.Р.Вейхель успешно окончил полный трехлетний курс Московского театрального училища при Малом театре и получил аттестат. Через некоторое время он женился на Екатерине Викторовне Цыбульской и следующие сведения о нем - только от стариков из Дмитровского. Есть, правда, адрес Омутовой, записанный Чеховым в 1904 году: Ермолаевский переулок, дом Вейхель. В справочной книге «Вся Москва» за 1910 год, единственном, который мне удалось полистать, владелицей этого дома в Ермолаевском пер. указана Екатерина Викторовна Вейхель.   ( Есть одна неувязка – Екатерина Викторовна  скончалась в 1908 году. Но ведь такие казусы встречаются сплошь и рядом по сей день в наших замечательных справочных книгах.). Таким образом, у Владимира Романовича дом в Москве и имение или его часть в Глебово, недалеко от Дмитровского. Следов его службы и, в частности, «неклассным художником», пока не обнаружено…

Ничего пока не известно о знакомстве  Омутовой и Вейхеля  с О.Л.Книппер- Чеховой. Мой запрос по E-mail в Музей  МХТ  остался  без внимания, а жаль. Е.В.Омутова и О.Л. Книппер-Чехова должно быть были добрыми знакомыми . Иначе как понять, что известная артистка, вдова  А.П. Чехова  согласилась поехать в небольшой тульский поселок на спектакль крестьянского  драмкружка?

Хороший очень человек…

Мне нравится афоризм, приведенный в одной из книг Натана Эйдельмана : «Случай ненадежен, но щедр!»  Воистину так :

«… Недавно была в гостях у Омутовой, она хороший очень человек. Показывала мне Вашу книжку с надписью и с восторгом о Вас говорила».

Ведь я случайно обратил внимание в Интернете на переписку А.П.Чехова с Л.С.Мизиновой. И вдруг в письме Лики от 18 декабря 1897 года такая щедрая находка!

Действительно,  Лика Мизинова – многолетняя подруга Антона Павловича и любимица  всей  его семьи. Поэтому ее добрые слова о Евгении Викторовне особенно  важны, хотя бы потому, что их прочитал  Чехов и может быть припомнил историю с «Ивановым» , дарственной надписью на книжке «Пестрых рассказов»…

Письмо Лики  щемяще грустное. 1897 год – все лучшее позади. «Не писала Вам, голубчик Антон Павлович, потому что, думается мне, мои письма не особенно Вам нужны. Впрочем, это между прочим! Да и писать, по правде сказать, почти нечего…  Настроение и положение мои настолько скверны, что  часто боюсь остаться сама с собой . Ну да это тоже неинтересно».

Лика говорит о своих материальных затруднениях, планах создания собственной мастерской, перечисляет немногочисленные литературные и театральные московские события. И в этом контексте - сообщает о посещении Омутовой.  Лика, видимо, полагает, что этот факт чем-то интересен Чехову. Или напоминанием о премьере «Иванова», когда Омутова «спасла» пьесу, или ее восторженным отношением к Антону Павловичу. Судить трудно. В ответном письме Чехова об этом – ни строчки.

Интересно, как это – «была в гостях у Омутовой»? Они подруги, приятельницы? А может Лика пришла в гости с третьим лицом? Вряд ли это можно установить. Но  кажется это и не суть важно. Пусть все остается как бы в дымке…

Мы догадываемся, что Евгения Викторовна влюблена в Чехова. Мы понимаем, как переживала она  утрату «Пестрых рассказов» с «вечно дорогой» надписью, как нелегко было ей решиться  попросить смертельно больного Чехова продублировать подарок…

Мы знаем теперь, что  Лика Мизинова, Лидия Яворская, Федор Корш, Надежда Рыбчинская, Николай Соловцов, Владимир Давыдов входили в круг знакомых, коллег и друзей Евгении Викторовны Омутовой.

Это совсем близко к Антону Павловичу Чехову!

Думается, что образование, сценический и жизненный опыт Е.В. Омутовой и В.Р.Вейхеля, полученные как бы «под звездой Чехова», возможно и есть причина успеха их народного театра и такой долгой о них памяти…

Мы знаем теперь из уст близкой подруги Антона Павловича, что

Евгения Викторовна Омутова – «хороший  очень человек».

Буквально так говорили  Ольга Сергеевна Соломатина , Александр Васильевич Добрынин  и другие  участники драматического кружка, созданного Е.В. Омутовой и В.Р.Вейхелем в тульском селе Дмитровское. Вспоминали  почти полвека спустя после  репетиций, спектаклей, аплодисментов  и , должно быть, цветов. Вспоминаем и мы после кружковцев еще тридцать с лишним лет спустя…

История продолжается…

Есть надежда…

Стоит ли искать и где искать пропавшие фотографию книги Чехова «Пестрые рассказы» с дарственными надписями? Думается, что стоит. Ведь где-то живут Цыбульские – потомки Бориса Викторовича и его детей : Владимира Борисовича, Вячеслава Борисовича, Антонины Борисовны, Зинаиды Борисовны, Бестягловы – потомки Натальи Владимировны Вейхель. Может, фотография и книга хранятся у кого-то из них. Могли они попасть и в случайные руки  и  чудом сохраниться, а владельцы  не понимают их ценности. Есть не использованные пока возможности : Интернет, телепрограмма «Жди меня». Почему нет,  разыскивается  ведь народное достояние…

Мы не знаем , как жили наши герои в свое непростое время    революций, войн, разрухи, слома общественного строя. Мы не знаем, каких они придерживались политических взглядов, что привело их  в гущу крестьянства.  То ли “чеховская” совесть перед народом, то ли материальные заботы и  проблема выживания?  В любом случае ясно, что  память народная не зря их отметила…

Я  благодарен моим героям. С огромным удовольствием окунулся  в чеховское время, чеховское окружение, в подробности  чеховской частной жизни и перечитал новыми глазами  все пьесы и много прозы Антона Павловича Чехова…

Автографы  не нашлись, но задача поставлена. А вдруг?  Случай ненадежен, но щедр…

И  напоследок  - А.П.Чехов, «Студент»:

«И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи : дотронулся до одного конца, как дрогнул другой.»

Январь 2006 года.

г. Пущино.

Примечания:

1) Город  Пущино, Московской области. На правом берегу р. Оки, 120 км южнее Москвы. Биологический и радиоастрономический центр РАН.

2) Скнига – небольшой правый приток р.Оки, впадает в Оку примерно напротив города Серпухов.

3) Мария Николаевна Ермолова. (1853 - 1928). Русская актриса, народная артистка (1920), Герой труда (1924). С 1871 г. в Малом театре. Крупнейшая   представительница русского национального театрального искусства.

4) Книппер-Чехова Ольга Леонардовна.  (1868-1959). Русская актриса, нар. арт. СССР (1937), жена А.П.Чехова.С 1898 в МХТ. Первая исполнительница ролей в пьесах Чехова.

5)

6)

7) Артисты театра Ф.Корша:

- Соловцов Ник.Ник. (1857-1902), рус. актер, режиссер, антрепренер. Работал (с 1875) преимущественно в провинции. В 1891 с группой актеров создал в Киеве «Товарищество драматических артистов», с 1893 антреприза – Театр Соловцова. А.П.Чехов посвятил Соловцову одноактную пьесу «Медведь».

- Давыдов Влад. Ник. (1849-1925) (наст. Имя и фамилия – Ив. Ник. Горелов). На сцене с 1867. 1880-1867 В Александрийском театре в Петербурге. Нар.артист республики (1922).

- Рощин-Инсаров (Пашенный) Ник. Петр. (1861-1899). Отец В.Н. Пашенной. На сцене с 1883. Играл в Москве (Т-р Корша),Киеве (Т-р Соловцова) и др. Прославился в ролях русского классич. репертуара.

Рыбчинская

8) Яворская Лидия Борисовна

9) Правдин

10) Крестовская

11) Яковлев Ник. Капитонович (1869-1950), русск. актер, нар. арт. СССР(1944), с 1893 в Малом театре. Однокашник В.Р.Вейхеля.

12) Эйдельман Натан Яковлевич (1930-1989). Историк и писатель. Написал более 15 книг по истории России. В том числе «Герцен против самодержавия», «Лунин», «Пушкин и декабристы», «Грань веков» и др.

13) Мизинова Лидия Стахиевна()

14) Эберле Варвара

 

15) Чехова Мария Павловна (), сестра А.П.Чехова