Камчатка - 2010
Автор: RomanViktrich   
01.09.2010 17:22

Рассказ о Камчатке.

Фотографии >>

Отчет >>

Панорама >>

Камчатка - панорама

О-o, это сладкое слово "Камчатка"...

 

 

10 июля.

Самолет совершает умопомрачительную посадку в аэропорту Петропавловска-Камчатского!

В лучах огненного солнца мы провели последние 7 часов на борту. И хоть билет нам стоил 21 тыс. руб. (покупали за полгода) – удовольствие того стоило!

Может показаться, что первый день убит бездарно, но это не так - организационные вопросы никто не отменял:

- приобрести билеты на завтрашний автобус

- купить газовые баллоны

- разложить продукты по раскладке

- зарегистрировать маршрут в МЧС

11 июля.

Старый корейский деу-автобус, выскочив за пределы города, спотыкается о каждый камень: асфальт кончился уже через 150 км, оставшиеся 350 – жесткий гравий, грейдер. Мы едем весь световой день.

В Козыревске вызываем Зил-130 за 12 тыс. руб на всех и еще три часа абсолютного бездорожья, но в призакатном солнце вдруг появившаяся снежная макушка вулкана Толбачик возвращает утерянные за день силы.

12 июля.

База Ленинградская, куда доставили нас вчера вечером, стоит на высоте 1200 м. Пара обветшалых домиков, беседка с кострищем, группы туристов в модных курточках своим видом напоминают корпоративные вечеринки выходного дня.
И действительно, камчадалов заезжающих к Толбачику на выходные куда больше прилетающих с материка покорителей вершин.

Мы неспешно осваиваемся на местности: Сделали петлю в сторону конусов Южного прорыва (Прошли 15 км.), встретили послеобеденный дождик. Этот день был нужен для акклиматизации.

13 июля.

В 5 утра пока на небе нет ни одной тучки, выбегаем без рюкзаков в сторону Плоского Толбачика. 10 км по мелко-зернистой вулканической пыли кажутся вечностью.

Но вот к 12 утра мы у подножия вулкана. Тропа змейкой убегает вдоль сопок – один крутой подъем сменяется другим. Мы часто останавливаемся, пьем ледяную воду горных ручьев
– начинается пекло, ветер сушит лицо. А потом мы ползем как ежики в тумане - макушку вулкана накрепко заволокло облаком.

Еще один последний рывок - и мы на вершине кратера. Внезапно налетевший ветер разом смахнул клочья серого облака, и мы замерли от испуга и восторга: перед нами огромный обрыв, словно пасть дьявола.

Мы взяли наш первый вулкан!

14 июля.

С утра погода незаладилась, модных туристов как дождем смыло. Мы остались в одиночестве на базе Ленинградская. Заняли соседний домик, и накормив мышей остатками с барского стола,
приняли решение на утро при любой погоде выдвинуться к следующему пункту нашего путешествия – домику в долине р. Толуд.

15 июля.

Мелкий дождик подстегивал идти быстрее под тяжеленными рюкзаками, но нависшие серые тучи мешали точно ориентироваться на местности. Спуск на нашем пути был порядка 400 метров,
а потом снова подъем и подъем. К обеду проглянуло солнышко, вулканический черный песок сменился на пучки травы и кедровый стланик.

Обогнули сопку Кругленькая с противоположной стороны, и взору предстал чудесный вид на долину, зажатую между Плоским Толбачиком и вулканом Большая Удина.
Взобравшись на макушку Кругленькой – это порядка 1200 м – мы разглядели внизу, в долине, блестящую крышу избы «Толуд». И поспешили к ней.

Местность в долине обманчива – зеленые ландшафты так похожие на невинные альпийские луга оказались на деле оврагами. Спуск в них занимает пару секунд, зато подъем затягивается на полчаса.
О-o, это странное место Камчатка…

16 июля.

Если и есть на земле место, где хотелось бы сбросить пыльные оковы городской суеты и отдаться… возложить себя на растерзание звенящей тишины этой невероятной для человеческого взора природы,
то лучше Долины реки Толуд просто не найти! Здесь стон сливается с безудержным криком радости,
здесь каждый вздох вторит движению ветра, и в унисон песне птиц радостно стучит готовое выпрыгнуть из груди сердце!

Среди пушистых зарослей травы прячутся серые зайцы с огромными ушами, меж обожженных солнцем камней снуют любопытные суслики, а за раскидистым кустом ходит к реке бурый медведь. И все живет и существует своей
особенной природной жизнью, не обращая на человека никакого внимания! Где ты, покоритель земель? В чем твоя сила – здесь ты просто песчинка,
ты – слабый гость, и все что тебе остается, затаив дыхание впитывать в себя, наполнять до краев необыкновенным, не возникавшим ранее в душе чувством.
И этому чувству вряд ли сможешь подобрать название. Да и нужно ли? В тот миг ты понимаешь, что ЖИВЕШЬ!
Ты счастлив без прикрас, и возможно никогда больше так счастлив не будешь…

17 июля.

Тяжелые рюкзаки остаются дожидаться нас в домике, а мы спешим к перевалу Толуд, чтобы оттуда забравшись как можно выше по склону Плоского Толбачика с другой его стороны – разглядеть Ключевскую сопку.

Бежим 12 км вперед, скорей, к цели! И вот уже на полпути, похожая на робкий дымок паровоза под огромным небесным куполом, извергается Ключевская сопка!

Она?! Не она! Нет, все же она! А что же еще может так пыхтеть? Но она же обычно белая, снежная, высокая и стройная под 5000 м высотой! Правильно! Но только в этом году перед нашим приездом она стала извергаться,
и пепел ее клубится на высоту до 8 км!

Кстати, именно благодаря пеплу мы избежали участи быть съеденными тучами мошкары и комаров – в этом году их просто нет!

Мы карабкаемся все выше и выше по склону Толбачика, чтобы разглядеть во всей красе пыхтелку Ключевскую. А она, проказница, меж тем, собрала вокруг себя клубы облаков, спряталась за ними, словно испугалась фотообъективов.
Но мы настойчивы.

Пару часов ожидания – и вот вечерний ветер разогнал последние клочья дыма. Пред нами – интерактив, 3D, панорама панорам – как это еще можно назвать? Взору открылись слева направо: Плоская Дальняя, Плоская Ближняя,
Безымянный, Камень, Ключевская, Овальная Зимина, Большая Удина и далее, правее бесконечные снежные макушки уходящих в горизонт вулканов. Мы потеряли дар речи!

Панорама >>

18 июля.

Снова под рюкзаками покоряем овраг за оврагом, сопка за сопкой. Мы возвращаемся к базе Ленинградская.

Идем другим путем, вдоль подножия Толбачика. Идем по макушкам, стараясь не терять высоты. И вот к обеду мы на месте. Видим группу иностранных туристов на желтом Урале. Идем знакомится, и заводим дружбу!

19 июля.

Вместе с поляками сидя на крыше огромного Урала прыгаем по вулканическим кочкам – путь в 30 км до Южных Прорывов оказался очень веселым.

Сами Прорывы – это молодые вулканы в форме конусов. Карабкаешься всего пару часов – а на вершине вместо привычного глазу черного песка видишь красный туф, к тому же горячий. Засунутая меж камней палка через пару минут
вспыхивает огнем. Ох, непростое место! Еще полчаса и кажется, что превратишься в цыпленка табака! Нам лижут пятки языки костра, только костер этот невидимый глазу.

Вместе с осыпью скользим вниз и, добежав до середины, переходим на тропу другого вулкана. С высоты его хорошо видно как разлилась лава, сжигая на пути все живое.

Илья спускается вниз кратера, машет руками в объективы фотокамер и очень неспешно возвращается к нам: «Я побывал в логове дьявола!» - сообщает он и мы охотно ему верим: температура на дне кратера под 50 градусов,
дышится с трудом, поднимается и того тяжелее. Зато он побывал на самом дне…

20 июля.

Вместе с поляками уезжаем на Урале в сторону Эссо. В народе – Камчатская Швейцария.

Эссо в переводе с местного означает «лиственница». Но живут в этом национальном селе в большинстве своем эвены, а раньше – коряки и другие народности. Эти малые народы воздвигли музей имени себя и соорудили прототип
жилища похожего на индейское типпи только больше раза в три-четыре.

Все отопление в поселке за счет природных геотермальных вод, благодаря им же в теплицах растут арбузы, дыни и виноград.

Вокруг - непролазные леса, горные бурные реки, снежные макушки вулканов, сразу за поселком – лечебные грязевые источники. Там-то мы и зависаем весь следующий день 21 июля.

22 июля.

Ранним утром прыгаем в городской автобус – едем 640 км около 9 часов. Петропавловск встречает хорошей погодой и унылыми видами: постперестроечное безобразие на дорогах, бетонные стены, строения, которые и
домами-то назвать страшно. Небольшой центр города по-советски чист и также аскетичен. Разве что рядом с мрачно-бронзовым памятником В.И. Ленина поставили желтые детские аттракционы.
Цены на кефир в магазинах доходят до 90 руб, на самый дешевый шампунь – до 200 руб, на литр 92-го бензина – до 30 руб.
В общем, одно расстройство – зачем вернулись?

23 июля.

Удача! Таксист Николай оказался человеком редкой души – поехал не ради денег, но из большой любви к местной природе. Всего 3500 руб (вместо таксы 8000 руб) и мы у подножия ГЕО ТЭЦ. Наша цель – Мутновская группа вулканов.

За слабоочерченным забором промзоны видна ее бурная деятельность. ТЭЦ выпускает пар! Обогнув небольшую сопку, мы скрываемся от шумов в чудесном распадке меж сопок.

Здесь возле ручья ставим палатку, идем гулять до Малой Долины гейзеров. Еще их называют Дачными горячими источниками – из недр подножия Мутновского вулкана бьют геотермальные ключи с запахом сероводорода.

Дышать такими парами не очень приятно, зато можно сунуть ножки в ручей, согретый горячими пузырьками и полечить суставы.

На обратном пути видим оборудованный бассейн – вода в нем похожа на глиняную жижу, иссиня-серого цвета. Снимаем остатки одежды и кидаемся на дно! В такой горячей глине лежать долго тяжело для сердца,
и вот мы нехотя вылезаем под струю теплой чистой воды из шланга – все-таки приятно иногда ощущать блага цивилизации.

24 июля.

Солнечное утро лениво осветило палатку – но медлить нельзя, впереди ждет очередной вулкан, кратер которого нам нужно покорить – Мутновский. Снова без рюкзаков мы бежим сломя голову к его вершине.

Чем ближе – тем явственнее запах сероводорода. Сбиться с пути невозможно! У нас проблемы с водой – все ручьи со снежников отдают непривычной горечью, и мы волнуясь за состояние своих желудков, остаемся
хоть и сытыми, но обезвоженными.

Еще пару сотен метров – и вот он! Огромный словно из песка сделанный кратер – желтые стенки его окрашены странными кислыми разводами. Резкий запах бьет в нос, бьет по носу, бьет в глаза, в рот, в складки подбородка –
едкий, пористый, вонючий запах сбивает с толку, выгоняет из кратера, но мы намеренны идти дальше и не сдаваться ни перед чем.

Снежные осколки напоминают фигуры снежных баб и дедов морозов, сероводородные ключи бьют из кратера, заполняя его шумом и отдаваясь в нем эхом. Заводской цех просто жалкое подобие по сравнению с этим вулканическим гигантом.
К горлу постепенно подкатывает комок страха – мы снова как маленькие песчинки в сердце огромного полуживого чудища. А коридор кратера все идет и идет дальше, пока участившееся биение сероводородных выхлопов
окончательно не преграждает нам путь.

Если в кратер мы шли 4,5 часа, то обратно долетели за 3! Еще успели горячую глиняную ванну снова принять перед сном.

25 июля.

Переход к вулкану Горелому. Встаем почти у самого подножия со стороны Сухих озер. Ставим лагерь под бушующим ветром. Того и гляди испортится погода. Но мы полны надежд.

26 июля.

Нам везет. Добежать до вершины Горелого вулкана можно довольно легко за 2-3 часа: тропа большая и натоптанная. Где-то там в кратере есть красивое озеро, говорили нам. Закинуть бы удочки…

Горелый встречает небольшим кратером, внутри которого плесневеет болотная лужица. Да уж, «симпатичное» однако озеро – ничего не скажешь.

Идем дальше по тропе. Из второго кратера валят клубы дыма – в свете солнца они кажутся пушистыми облаками и выглядят вполне невинно. Однако при подходе знакомый резкий запах ударяет в нос, в глаз, в рот,
в складки подбородка – мы снова каждой клеточкой пропитываемся атомами сероводорода, и вот-вот готовы взорваться подобно водородной бомбе… в общем, дело – табак!

Откуда валит дым? Где этот дракон, извергающий из пасти своей столь неприятные запахи? Еще пара шагов – и дракон разоблачен: круглое озеро нежно-бирюзовой синевы покоится на дне второго кратера. Ни единого волнения,
ни одного редкого вздоха не коснется этого странного и страшного в своей красоте творения.

Сложно представить, какие химические процессы протекают на глубине этого кислого озера. И уж точно в палитре цветов радуги такого оттенка не найти!

Неужели к созданию подобного цвета не приложил руку человек и его индустриальное хозяйство? К счастью, нет. «О-o, это сладкое слово "Камчатка"...Я искал здесь вино, а нашел третий глаз, Ну и пусть…»

27 июля.

Этот день мы оставили про запас, и словно, догадываясь о наших планах, с утра зарядил моросящий дождь – привычные глазу роскошные вулканические виды заволокло серой дымкой. Значит, отсыпаемся.

28 июля.

Таксист Забрал нас точно в назначенный час и повез в Паратунку купаться в родоновых ваннах! Прозрачный бассейн обволакивает теплой, но маслянистой на ощупь водой. Нежиться в нем приятно, плыть - нет. И не надо.

Возвращаемся в Петропавловск. Обратный отсчет дней перешел на минуты.

29 июля.

Наш друг, бывший москвич, Славик ведет нас в центральный порт – здесь у него припаркован катамаран с парусами, а в гараже 11 морских каяков. Прогулка вдоль Авачинской бухты стала предзаключительным аккордом:

 

Птицей белой над Авачей проплывая,
Росы звёздные крыло оплавили.
Вихри закружили танец огненный,
Девушка украдкой слёзы прятала…

Ночевать отправляемся на пляж за пределами бухты – там волны разыгрались к ночи не на шутку! А нам, с барашками наедине при луне так вольно, так весело…

Прощальный фальшвеер, заботливо хранимый нами для медведя, вспыхнул розовым кислым пламенем. На зубах соленый прикус Тихого океана.

 

Шепчешь мне: "Мы встретимся опять, я точно знаю",
Океанский бриз мне моет волосы.
Ждёт в свои объятья синь далёкая,
Терпкая Камчатка, до свидания!