Ремнабор в велопоход
Автор: RomanViktrich   
24.06.2010 12:12

А.Дещере, при участии И.Дещере и М.Евтехова. Версия 13.04.2010.

 скачать в .doc

Личняк

1.      Тормозные колодки. У каждого участника должно быть по 1-2 комплектам для себя (с учетом износа имеющихся колодок), плюс не помешает пара доп.комплектов в ремнаборе (с учетом типа тормозов на имеющихся велосипедах)

2.      1-2 велокамеры, насос и т.п. (см.ниже в разделе резина»)

3.      Запасные спицы. Надо по 5-10 штук на каждый размер. Спицы бывают разной длины, размеры могут отличаться не только на переднем и заднем колесе, но даже на правой и левой стороне заднего колеса. Каждый участник должен знать длину своих спиц; «одинаковые» участники могут брать один запасной комплект на всех. Удобно запасные спицы примотать скотчем к раме.

4.      Задний красный фонарь, а по необходимости – и передний

5.      Велочехол

6.      Упаковочные принадлежности: вставки в перья вилок, защитные накладки на звездочки и наконечники вилок, …

7.      Тряпочка для протирки велодеталей и рук от масла (при ремонте), ну и от грязи. Старая зубная щетка для чистки труднодоступных узлов – переклюков и пр.

 

         Если участник часть маршрута едет отдельно (например, добирается к поезду из своего города), то в личняк надо взять все, что обычно берется в самостоятельные поездки, а также ключи для разбора велосипеда на транспорте.

 

Резина

1.      Насосы и шланги с учетом имеющихся камер.

         Имхо, достаточно иметь по 1 комплекту на каждые 2-3 велосипеда, но при этом д.быть не менее 2 шлангов (насосов) каждого типа на группу. Шланги надо проверить на совместимость не только с ниппелем, но и с насосом (бывают разные стандарты резьбы)

         Накидные (бесшланговые) насосы тоже не так безотказны, как кажется – например, ими трудно накачать камеру с велониппелем, а переходник можно легко повредить, если по ошибке не снять колпачок с «ушками» с велониппеля перед накачиванием.

         У меня штатно на велосипеде едет насос и два шланга на «автониппель» плюс переходник к «велониппелю».

2.      Зап.камеры. У участников должно быть по 1-2 запаски (смотря по частоте проколов в прошлых походах – бывают такие перцы, которые меняют камеру через день). Также надо иметь 2-3 запаски в групповом ремнаборе.

         Для камер с «автомобильным» ниппелем нужны колпачки с «ушками», позволяющие выкрутить ниппель

         Для камер со старыми («велосипедными») ниппелями – кусочек ниппельной трубки

3.      Монтировки для бортирования. У меня штатно при велосипеде едет 3 шт, но вообще-то, можно обойтись парой, или даже 1шт+какой-нибудь «гладкий» ключ. Удобно, когда в группе 2-3 комплекта монтажек.

4.      Аптечка для резины (зачищенные или заводские заплатки разных размеров, клей, шкурка). На группу надо не менее 2 аптечек. Полезно также иметь деревянный зажим-пресс, позволяющий прижать приклеенную заплатку к камере – тогда можно прессовать склейку во время движения

5.      Обязательно нужен кусок тонкой покрышки (толстой резины) или сверхпрочной ткани для заплаток на ходовой поверхности покрышек; на боковины вполне идет авизент или даже что-то потоньше

         Также нужна игла, наперсток и суровая нитка – зашивать покрышку

 

Материалы

1.      Проволока разная (помягче, пожестче). У меня штатно есть запасик мягкой в седле ;-)

2.      Хомуты автомобильные – 2-3шт (Например, укрепить треснувшую стойку багажника)

3.      Изолента (достаточно прочная!)

4.      Скотч узкий, прочный (в т.ч. для упаковки велов и др.)

5.      Смазка жидкая, с учетом расхода, обязательно с колпачком на носике, чтоб не текла! Типичный расход – 1‑3мл/чел/день, но в зависимости от условий, может оказаться и больше. Иногда берут бытовую жидкую смазку в больших бутылках и шприц (два шприца) для смазывания. При ремонте полезна промывочная смесь WD-40 (или отечественная ВТ -100, она подешевле, а по сути то же самое). Но без нее можно и обойтись. Смазку она не заменит

6.      Смазка густая (тосол, солидол…)

7.      Тряпки для протирки деталей (и рук) от старой смазки; тряпки для протирки велов перед упаковкой

8.      Болты, гайки, шайбы разные. Например, прикрепить отваливающийся багажник и т.п. Нужны только те размеры, к-е есть на имеющихся велосипедах! Один из самых ходовых – М5. У меня в веле штатно едет небольшой запас винтов мелких размеров

9.      Подшипники (шарики, конуса) для втулок, а возможно, и для каретки. Во втулках диаметр шариков обычно 6мм (в передней втулке ХВЗ, вроде, было 5мм). В каретке тоже обычно 6. В рулевой – 5 то ли 4. Точный размер шариков не критичен, но важно, чтобы все они были одинаковыми, иначе подшипник будет работать хуже и с меньшим ресурсом. На глаз подобрать шарики с точностью 0.01мм (как на заводе) невозможно, поэтому лучше взять в ЗИП целый комплект шариков (например, набитый сепаратор от другого подшипника), и заменять их все сразу


Инструменты

1.      Пассатижи (портативные!) Должны позволять легко завязать сломанную спицу узлом, гнуть проволоку и т.п.

         Иногда встречаются наборы «все в одном – пассатижи, пилка, напильник, шило» - не сильно тяжелей обычных пассатижей, и гораздо полезней. Но – только если пассатижи в наборе нормальные, а не декоративные

2.      Отвёртка + и – , а также шестигранники разные. Думаю, надо иметь один «семейный» наборчик шестигранников на каждые 2-4 чел. Регулировки требуются не так часто, ну и потом, тот, кто знает, что регулировать, – как правило берет с собой такой набор, а остальные все равно будут ждать того, кто знает :-)

         Также на группу нужен хотя бы  один мощный шестигранник на 8мм с переходником на 10мм – для съема шатунов.

3.      Ключи: на 8,9,10,13, 2х15, 2х14?16?17 (последние – т.н.«конусные», то есть достаточно тонкие, для регулировки люфтов во втулках)

         У меня штатно при велосипеде есть удобный ключ на 8х10 (в рем можно взять еще один такой же), легкий ключ 12х14 (на «туристе» есть несколько таких гаек), а также разводной ключ (но он толстоват и не всегда может схватить тонкую гайку, если рядом с ней есть другие гайки/шайбы)

         Ключ на 15 (педальный) должен быть мощным и – педали часто прикипают – и тонким – часто расстояние между педалью и шатуном достаточно маленькое. У меня новые педали откручиваются разводным ключом, но к старым моим педалям он не пролезал :-(

         Также я обычно таскаю с собой семейный ключ – там есть хваты для круглых гаек с "рисками". У меня есть такие на рулевой. Возможно, на других велах они тоже где-то остались

4.      Ключ для натяжки спиц (у меня штатно есть универсальный спицевой ключ при велосипеде. На группу не помешает еще один)

5.      Напильник мелкий. Например, подточить сорванный ключ, или выступающую головку спицы

6.      Выжимка для цепи

7.      Выжимка (съемник) для педалей. Если у поезда больше 2 чел планируют снимать шатуны (а не педали), то съемников надо два.

8.      Съемник каретки, а также ключ на 24 к нему. Каретки часто прикипают, снять их бывает непросто (мы однажды сломали вставляющийся 10мм-шестигранник).

9.      Съемник кассеты – иначе не удастся поменять спицы с правой стороны заднего колеса. Они бывают разных типов, надо уточнить, какие потребуются для группы (у меня есть два ключа-съемника разных типов).

10.    Если у кого-то в группе маленькая звезда сзади навинчивается, то к ней нужен ключ-хлыст. Снятие звезд может потребоваться, например, для замены спиц по правой стороне втулки.

 

 

Запчасти

1.      Комплект тросиков разной длины, 1-2 куска рубашки

2.      Тормозная ручка

3.      Один тормоз V-Brake (если у участников такие используются)

4.      При наличии в группе дисковых тормозов – запчасти  к ним. Обычно запчасти к тормозам разных типов несовместимы, и к каждому велу приходится брать свой комплект. С механикой проще, а вот к гидродискам надо брать не только колодки, но и запасную заднюю гидролинию (рубашку), комплект для прокачки (тормозную жидкость около 200мл - должно хватить на пару прокачиваний, шприц и резиновый, лучше хлорвиниловый шланг - чуть толще капельницы длинною около 20см); если тормоза закрытого типа без расширительного бачка, то 2 шприца и 2 шланга. Если тормоза фирм Shimano или Magura, то нужно специальное торм. масло красного цвета, если Avid, Hayes, вроде еще Hope и т.д, то обычную тормозуху DOT 4 или 5. В общем, дофига всего, иначе пипец в случае чего:)))

5.      Правая задняя манетка (с учетом совместимости по шагу переключения)

6.      Задний супорт (переключатель).

7.      Если есть накладной петух (на случай отлома штатного) – тоже не помешает. Правда, накладные петухи у всех велов разные, так что это скорее личняк. Впрочем, лучше иметь не совсем подходящий, чем вообще никакого

8.      Педали пластиковые, 1 комплект

9.      Два запасных эксцентрика (передний, задний)

10.   Болт с гайкой или спецкрепеж для седла

11.    В серьезные автономки часто берут кусок однослойного обода или аналогичный дюралевый профиль – для стяжки на сломанный обод; из расчета – стяжка должна захватывать по 3 спицы с каждой стороны от трещины. В стяжке заранее сверлят отверстия под спицы. Поскольку обода у всех разные, не факт, что одна стяжка подойдет к разным велам. На этот случай можно в одной стяжке сделать два набора отверстий (под два разных обода)

12.    Передняя и задняя втулки (в суровый автоном) или хотя бы оси и конуса к ним. Если берутся втулки, надо проверить их совместимость с имеющимися втулками по длине спиц

13.    Если нет запасной задней втулки, может пригодиться запасной барабан (трещотка). Либо можно взять запасные собачки и пружинки. Но, все они разные, так что это тоже скорее личняк. Пружинки можно сделать в походных условиях из тонкой упругой проволоки (хорошо подходит первая струна от гитары) либо из куска упругой резины. 

         Считается, что в походных условиях разобрать и починить трещотку непросто (особенно шимано), хотя случаи успешного ремонта известны. Остается только приматывать звездочки проволокой… Либо см. пункт 11 списка.

14.    В серьезный автоном – кареточный картридж. Впрочем, умирают они нечасто, и даже на сломанном часто можно кое-как ехать. Если берется картридж, обязательно нужны соответствующие ключи!

15.   Если в группе есть клиньевые каретки – то к ним нужны клинья и гайки.

***  В список не включены: запасное седло, шатуны, передние звезды, руль, вилка, багажник, рама… В принципе, эти детали тоже  иногда встречаются на велосипедах, и тоже могут сломаться… Почем у их так редко берут в ремнабор – пусть каждый догадается сам…