Древнее население Заочья
Автор: Василий Демидов   
30.06.2008 22:01

 

Древнее население Заочья    

 

Берега Оки заселялись людьми с древнейших времен. Наш край в течении тысячелетий становился домом для разных племен и народностей, которые появлялись и исчезали в водовороте времени, сменяя друг друга. Имена их давно утрачены в памяти потомков, и нам многого уже не узнать об их жизни здесь, но не все исчезает бесследно. По берегам Оки и на окружающих равнинах от устья реки Скнижки до устья реки Беспута найдено несколько укрепленных городищ, десятки курганов, множество стоянок и поселений. На некоторых из этих поселений люди разных эпох жили в течение сотен и тысяч лет, оставив после себя многослойные напластования горизонтов археологических культур. Это настоящее чудо, что изучая древние поселения сегодня, мы, не имея ни устных преданий ни письменных свитетельств, все равно можем восстановить историю прошедших тысячелетий, узнать кто жил здесь до нас, какие события пронеслись над долиной реки и холмами Заочья.     

 

 

 

Палеолит - древний каменный век 

 

Впервые человеческая речь, или вернее, почти человеческая, раздалась здесь, в бескрайних широколиственных лесах, во времена теплого Микулинского межледниковья около ста тысяч лет назад. Это была речь неандертальцев, древних пралюдей, каменные орудия которых (остроконечник и отщепы раннего палеолита эпохи мустье) обнаружены в верхнем течении Оки недалеко от устья реки Упы (АКР, Тульская область, 1999).    

 

Около семидесяти тысяч лет назад началось похолодание климата, широколиственные леса сменились тайгой, и еще через двадцать тысяч лет на берегах Оки расстилалась заснеженная тундра. В эту максимальную стадию оледенения жизнь человека здесь была невозможной, уступы ледника, продвинувшегося со стороны Скандинавии, высились всего в трехстах километрах к северо-западу, на Валдайской возвышенности.    

 

Освоение окского бассейна человеком вновь начинается после отступления ледника, в период Молого-шекснинского межледниковья 40-20 тысяч лет назад. Это уже были люди нового облика – кроманьонцы. Продвигаясь с юга, из районов Подонья вслед отступившим ледникам, эти охотники на мамонтов заселили бассейн Оки. В это время по берегам простирались холодные тундростепи, в которых то тут то там можно было увидеть небольшие сосново-елово-березовыми перелески. Температуры были низкие, но осадков выпадало очень мало, и вместо заболоченной тундры на огромных расстояниях вокруг ледникового щита формировались травянистые равнины. Злаковая растительность этих тундростепей, прекрасно освоившись в холодном сухом климате, с успехом кормила стада мамонтов, зубров и диких лошадей. Вместе с этими животными на Оке обитали шерстистые носороги, мускусные овцебыки, северные олени, песцы, сайгаки, волки, зайцы и сурки. Таков был мир первых поселенцев нашего края, мир охотников северных равнин.   

 

 

Основу хозяйства палеолитического человека на Русской равнине составляла коллективная охота на крупных животных, прежде всего на лошадей, северных оленей и мамонта. На притоках Оки открыто несколько древнейших палеолитических стоянок. Ближайшая к нам – Зарайская, на берегу реки Осетр (стоянка расположена прямо у ворот Зарайского кремля). Жители этих стоянок были оседлыми охотниками, обилие крупной дичи давало возможность долгое время жить на одном месте.  

 

33 тысячи лет назад началось новое похолодание климата, и 20 тысяч лет назад ледники вновь выдвинулись на юг, почти достигнув прежнего положения недалеко от Валдайской возвышенности. Люди покинули некоторые стоянки, но все же многие группы смогли пережить здесь наступление ледников. На самых поздних этапах верхнего палеолита, начиная с 17 тысяч лет назад, на берегах Оки складывается общность носителей рессетинской культуры, потомков древнейших обитателей края, которым суждено было пережить наступление нового ледникового периода. 14 тысяч лет назад климат стал теплее, ледниковый покров начал таять и спустя еще четыре тысячи лет материковый лед исчез. Охотники Поочья вступили в новый период – средний каменный век – мезолит.

 

 

Мезолит - средний каменный век 

 

 

После отступления ледника климат Русской равнины значительно улучшился, однако оставался более холодным, чем современный. В долине Оки еще сохранялись местами реликтовые ландшафты холодных степей, но ведущую роль в растительности стали занимать леса, сосновые и березовые, а местами елово-березовые. С изменением климата и растительности менялся животный мир. Вымерли или были выбиты мамонты и шерстистые носороги. Коллективная загонная охота уступила место индивидуальной, объектами которой стали сначала северный олень, а потом лесные звери и птицы. Охота велась теперь главным образом при помощи лука и стрел, важнейшего изобретения мезолитического человека. Заметную роль в хозяйстве стала играть рыбная ловля. Изменение способов охоты привело к уменьшению численности человеческих коллективов и увеличению их подвижности, началось формирование племенной организации.   

 

Племена рессетинской культуры приспосабливались к происходящим изменениям. Основным объектом их охоты стал северный олень. Группы охотников совершали далекие сезонные кочевья по путям миграций северного оленя протяженностью до 1000 км. Направление этих кочевок было северо-западным с выходом в Прибалтику - от зимников в Волго-Окском междуречье до летников на Балтийском побережье, где в то время еще простиралась тундра. На Оке стоянка этих людей найдена на речном берегу у деревни Лужки. Здесь, в небольших жилищах обитал небольшой род охотников и рыболовов. Похожая стоянка найдена и выше по реке, у деревни Дракино на устье Протвы (АКР, Московская область, 1994). 

 

 

После окончательного ухода оленьих стад на север, древнейшие жители Поочья стали охотиться на лесных животных, лося, медведя, кабана, бобра. В этом им помогала прирученная собака. Большую роль стало играть рыболовство. Около 9000 лет назад в долину Оки с запада переселяются новые племена. Это были выходцы из северных областей Центральной Европы. Они уже были оседлыми охотниками и рыболовами, и строили достаточно прочные жилища. Их культура распространилась в Поочье, где получила название иеневской. Одна из небольших стоянок людей иеневской культуры найдена на террасе Оки около деревни Лужки (АКР, Московская область, 1994).

 

В Заочье возле деревень Дракино, Лужки и Республика найдено еще несколько стоянок эпохи мезолита, но характер находок не позволяет четко определить принадлежность их к определенному времени и той или иной археологической культуре. По приблизительным оценкам, население долины Оки от устья Скнижки до устья Беспуты составляло в то время не более двухсот-трехсот человек, которые были разделены на небольшие родовые группы по нескольким стоянкам.  

 

 

Неолит - новый каменный век

 

 

Следующим шагом в развитии человека стал новый каменный век – неолит. Он начался около 7000 лет назад (5000 лет до нашей эры), когда произошло потепление, знаменующее переход к Атлантическому климатическому периоду, наиболее теплому времени последних десяти тысяч лет. В бассейне верхней и средней Оки, сначала в долинах, а потом и на водоразделах, появляются широколиственные леса из дуба и липы. Хозяйство неолитического населения Поочья по-прежнему основывалось на охоте и рыболовстве, но рыболовство постепенно стало играть более важную роль, занимая как источник пищи едва ли не ведущее положение. Человек совершенствовался: появились лепная глиняная посуда, которую изготавливали от руки и обжигали на костре, каменные топоры, которые использовались для рубки леса и строительства жилищ (в том числе сверленые и шлифованные), рыболовные сети из волокон растений, долбленые лодки, лыжи. Хозяйство и племенная организация неолита Русской равнины достигли того уровня, на котором находились индейские племена Северной Америки в период появления там европейцев.      

 

Иеневские племена, находясь в контакте с родственными общностями позднего мезолита, постепенно развивались, и неолитические стоянки в Поочье относят уже к новой археологической культуре - верхневолжской. У этих племен, прямых наследников местных жителей мезолита, отмечено появление грубой керамики, частично шлифованных рубящих орудий. У племен верхневолжской культуры развит культ лося, который прослеживается у многих древних лесных племен.    

 

В Заочье две стоянки племени носителей верхневолжской культуры найдены недалеко от деревни Лужки, другое поселение открыто возле деревни Дракино, и еще одно около деревни Подмоклово (АКР, Московская область, 1994).    

 

На смену верхневолжской культуре в середине IV тысячелетия до н.э. в долину Оки приходит льяловская культура. Она сформировалась в процессе смешения местных племен с северными племенами, носителями уральского монголоидного (лаппоноидного) антропологического типа. Возможно, именно в этот период люди на Оке впервые стали говорить на финно-угорском языке.

 

По сравнению с памятниками верхневолжской культуры льяловские поселения имеют большую площадь и мощность культурных отложений, многочисленнее находки, отмечается смена духовной культуры. Своеобразие льяловской культуры проявляется прежде всего в керамике. Вся поверхность сосудов украшалась характерным ямочно-гребенчатым орнаментом. Ямки обычно наносились острым концом белемнита – окаменелости, называемой иногда “чертовым пальцем”. По особенностям орнаментации сосудов эту культуру включают в общность “культур ямочно-гребенчатой керамики”, занимавшей в неолите практически всю лесную область Восточной Европы.   

 

В Заочье три стоянки льяловцев найдены недалеко от деревни Лужки, причем две из них появились на месте прежде существовавших поселений верхневолжской культуры. Еще одна стоянка найдена около деревни Подмоклово, и здесь оно тоже появляется на месте раннего поселения верхневолжской культуры (АКР, Московская область, 1994).

 

Энеолит - медно-каменный век

 

В третьем третьем тысячелетии до н.э. в лесах Восточной Европы при участии пришлых групп охотников и рыболовов складываются новые неолитические культуры. В верхнем Поочье появляются поселения переселенцев с Десны, оставивших после себя характерную керамику с ромбоямочным орнаментом. В среднем Поочье на местах бывших поселений льяловской культуры появляются местобитания носителей новой культуры - волосовской. 

Волосовская группа племен представляла собой мощное объединение, игравшее видную роль среди других окских народностей. Территория волосовской культуры занимает земли от Прибалтики до Прикамья. Среднее течение Оки являлось крайней юго-западной границей территории волосовцев. В Заочье открыто два  их поселения – «протоволосовское» Подмоклово и волосовское Лужки (АКР, Московская область, 1994). Далее к югу, по верхнему течению реки начиная от устья Нары тянулись уже земли племен деснинской (белевской) культуры (АКР, Тульская область, 1999).

 

В Заочье были и другие стоянки волосовцев и их предшественников. Найдено еще пятнадцать стоянок эпохи неолита, культурная принадлежность которых пока не определена (Дракино, Леоново, Лукьяново, Липицы, Лужки, Тульчино, Зиброво, Игумново, Прилуки); все они расположены на берегах Оки или у ее древнего русла (АКР, Московская область, 1994). 

 

Во многом волосовцы продолжали традиции предшествующих культур. Они по-прежнему добывали себе пропитание охотой и рыбной ловлей. Но это были первые племена дометаллической эпохи лесного пояса, достигшие настоящей вершины развития общества с присваивающим хозяйством. Их жилища составляли иногда целые поселки, вытянувшиеся вдоль берегов рек. Их искусство обработки камня и кости достигло невероятного мастерства. Они научились вырезать и вышлифовывать из кремня изображения животных и людей – первые игрушки и амулеты такого рода. Они создавали из кости тотемные скульптуры птиц и культовые предметы. Их рабочие каменные топоры шлифовались до получения самых эффективных форм. Они уже играли в первые доисторические настольные игры - шашки. Они нашли необходимым для себя и смогли создать совершенные музыкальные инструменты - флейты, звуки которых впервые раздались под сенью вековых лесов Восточной Европы.    

 

Но мир вокруг изменялся со все нарастающей быстротой. Уже несколько тысячелетий люди плодородных областей Передней Азии добывали себе пропитание не охотой и не рыболовством, а выращивая зерно и разводя скот. Плавилась первая бронза. Сталкивались, гибли и вновь возникали первые человеческие цивилизации, в Египте строились гигантские пирамиды, в Европе воздвигались мегалиты, в степях северного Причерноморья неслись на восток и на запад колесницы индоевропейцев, будущих хозяев половины Евразии, а в долинах среднего Днепра и Двины появились новые племена, которые в скором времени двинутся на Оку и Волгу.     

 

 

Бронзовый век

 

Это было время изменения климата от атлантического периода к суббореальному, от теплого и влажного к чуть менее теплому, но существенно более сухому. Условия не благоприятствовали больше развитию широколиственных лесов, и в результате частичного обмеления рек и участившихся пожаров в сплошном покрове лесов появились прогалины, местами зараставшие сосново-березовыми лесами, вытеснявшими липу и дуб с водоразделов обратно на склоны долин. Степь начала медленное наступление на лесостепь, которая, в свою очередь, языками ополий вторглась в пределы леса.     

 

Этот период стал временем проникновения на Оку с запада и юго-запада племен нового облика, стоявших на более высоком уровне развития, чем поздненеолитические охотники и рыболовы. Эти племена были знакомы со скотоводством и земледелием, освоили металлургию меди и бронзы, у них начался процесс разложения первобытной общины, выделение знати. С этого времени на Оке начинается новая эпоха – бронзовый век. В начале второго тысячелетия до нашей эры с верховий Днепра и Двины через леса водоразделов на Оку начинается движение индоевропейцев, носителей фатьяновской культуры, принадлежащих большой общности культур боевых топоров и шнуровой керамики – предков славян, балтов и германцев. В этот период повсюду  в лесах севера Европы от Южной Скандинавии и балтийских побережий до Подвинья и Поднепровья воинственные племена «боевых топоров», под влиянием различных причин, в основном связанных с возникновением скотоводческого хозяйства, пришли в движение и стали расселяться по речным долинам, тесня племена охотников и рыболовов, захватывая их территории, вступая в вооруженные столкновения и мирные контакты. Фатьяновцы, самое восточное племенное объединение культуры боевых топоров, говорили на древнем балтском языке, или даже на еще более древнем неразделенном балто-славянском.        

 

Широкая долина Оки стала одним из коридоров, по которым фатьяновцы двигались на восток. Через некоторое время их стада уже появились на Волге и Каме. Огромная территория оказалось затронутой этим переселением. Мы мало что знаем о том, что происходило между местными жителями и переселенцами. Но проникновение фатьяновцев на территорию, занятую волосовскими племенами, не всегда проходило мирно. Так на могильнике Николо-Перевоз (Московская обл.) найдены погребения фатьяновских воинов, убитых волосовскими стрелами, есть также могилы войнов, причиной смерти которых стал пролом черепа тяжелым тупым предметом.     

 

Все мужчины фатьяновцев и даже мальчики имели искусно отшлифованные и высверленные (с помощью костяного сверла и песка) каменные топоры, форма которых не позволяла использовать их для рубки деревьев. Это было первое оружие, созданное исключительно для войны, что говорит об участившихся межродовых столкновениях в то время.    

 

В Заокском районе у поселка Митино из разрушенного фатьяновского могильника извлекли полированные каменные боевые и рабочие топоры. Еще два подобных топора были найдены в 1924 году в окрестностях деревни Балково в яме на берегу речки Неглядейки (Воронков, 1925-1966). К фатьяновской культуре также относится часть предметов, найденных на стоянке Лужки (АКР, Московская область, 1994).    

 

Жили фатьяновцы как на собственных временных стоянках, так и на поселениях волосовских племен, где иногда находят предметы фатьяновской культуры, как это отмечено на стоянке Лужки. Фатьяновцы были скотоводами, больше всего (особенно на ранней стадии) разводили свиней, потом овец, коров, лошадей. Часто встречаются кости собак. Имели значение охота и рыболовство. По-видимому, эти племена также занимались подсечно-огневым земледелием (Краснов, 1971).   

 

Фатьяновцы среднего течения Оки были немногочисленны и принадлежали к Московско-Клязьминской группе племен (Крайнов, 1972). В отличие от поволжских групп фатьяновцев, у окских племен было меньше медных и бронзовых изделий, в стаде почти не держали коров и овец, в основном выращивали свиней (на опушках береговых дубрав). Возможно здесь, в лесу, впервые стали появляться вырубки и гари, на которых фатьяновцы сеяли пшеницу и ячмень, обрабатывая почву костяными и каменными мотыгами.      

 

Следует отметить, что фатьяновских находок на Оке сравнительно мало. Это говорит о том, что берега реки были целиком во власти местных волосовских племен, настроенных враждебно по отношению к пришельцам (Третьяков, 1966). Задерживались на какое-то время лишь отдельные группы скотоводов, оставивших после себя единичные могильники и скудный набор вещей. 

Приход фатьяновцев не привел к исчезновению волосовцев и других охотничьих племен и в других областях Волго-Окского междуречья. Некоторое время и те и другие сосуществовали на одной территории. Более того, с течением времени фатьяновская культура постепенно растворялась в культуре лесного неолита и бронзы. В соединении с населением местных культур фатьяновцы явились одной из основ населения следующей эпохи.    

 

Начиная со второй половины второго тысячелетия до н.э. в Заочье проникают и другие племена скотоводов. На реке Протве найден одиночный курган абашевской культуры (АКР, Калужская область, 1992), который был оставлен здесь небольшой группой скотоводов, говоривших на каком-то индоевропейском, скорее всего иранском языке. Чуть позднее из лесостепей и степей Подонья в поречье Оки проникают земледельцы и скотоводы протоскифских племен, носители срубной культуры (в Причерноморье протоскифские племена известны под именем киммерийцев). Они говорили на иранском языке, принадлежащем восточной ветви индоевропейской семьи и близком современному осетинскому языку, и, видимо были родственны абашевским племенам или даже являлись их прямыми потомками. Сухой климат суббореального периода способствовал продвижению скотоводов и земледельцев вглубь лесов, где они принимали в свою среду или подчиняли живущих здесь волосовцев и фатьяновцев. Постепенно на Оке сформировалась поздняковская культура, близкая на своем начальном этапе срубной культуре степного скифского мира. На поселениях поздняковцев найдено много изделий из меди и бронзы, оружие и украшения. Основу их хозяйства составляло развитое животноводство и мотыжное земледелие, которые сочетались с охотой и рыболовством.

 

В какой-то момент самые западные группы поздняковцев распространились вверх по Оке и оказались в наших краях. Два поселения поздняковцев открыты в Заочье. Это поселение в Турово, на широкой пойме Лопасни недалеко от ее впадения в Оку, и поселение Подмоклово (АКР, Московская область, 1994). Ниже по реке, у села Колтово недалеко от устья Беспуты, и в Кашире, на так называемом Старшем Каширском городище, находились еще два поселения поздняковцев (Сидоров, 2002). Вполне вероятно, что по крайней мере часть из других двенадцати селищ бронзового века, открытых в Заочье (селища расположены в Дракино, Серпухове, Селино, Лужках, Зиброво, Игумново, Прилуках, Свиненках), но не определенных по культурной принадлежности, также принадлежали поздняковцам или сменивших их племенам сетчатой керамики.

 

Племена поздняковской культуры сыграли большую роль в становлении и распространении производящего хозяйства в лесной зоне. По-видимому, уже на начальном этапе, еще до того, как поселения этой культуры появились на Оке, существенную долю поздняковцев составляли потомки местных племен. При этом верхушка общества и часть наиболее развитого в хозяйственном и культурном отношении населения была представлена ираноязычными потомками степных срубных племен. С течением времени степная культура, находясь в отрыве от своего основного массива, приходила в упадок. Росла доля населения, говорившего на финно-угорских языках. Лесные племена в этот период активно перенимали производящие формы хозяйства, стали держать скот и заниматься подсечно-огневым земледелием. Численность местных племен на огромных пространствах лесной зоны стала быстро расти, и приток на Оку финно-угорского населения вскоре привел к исчезновению поздняковской культуры. Яркая пышная орнаментация керамических сосудов, характерная для начального этапа развития поздняковской культуры, постепенно сменяется скудным узором – одной орнаментальной полосой под горлом. Одновременно появляется все больше сосудов с сетчатыми отпечатками на боках, что является характерным признаком культуры лесных финно-угорских племен конца эпохи бронзы и начала раннего железного века (Третьяков, 1966). Сетчатая, или как ее еще называют, текстильная керамика распространилась в позднем бронзовом веке на пространстве от Урала до Карелии и южной прибрежной полосы Финляндии.     

 

Еще одной из причин исчезновения ираноязычного населения из лесов Поочья могло стать похолодание, которое произошло около трех тысяч лет назад, с наступлением субатлантического климатического периода, близкого по условиям к современному. Несколько холодных лет и долгих морозных зим могли привести к голоду и эпидемиям. Люди, сохранившие связи со степью, ушли на юг, оставив поселения своим менее зависимым от скотоводства и земледелия (или менее заинтересованным в передвижении) соплеменникам.

 

Как бы то ни было, выходцы из степей исчезают с берегов Оки. Процесс изменения и исчезновения поздняковской культуры прослеживается и в Заочье, которое было крайней западной границей поздняковских племен, проникших сюда по широкой пойме. Если поселение Турово представляет собой развитый этап существования поздняковской культуры, то Подмокловское поселение относится уже к конечному этапу ее развития и переходу к культуре сетчатой керамики.    

 

В конце существования поздняковской культуры на Оке, около трех тысяч лет назад, потомки древних волосовских племен, а также остатки фатьяновцев и поздняковцев слились в относительно однородную общность культуры сетчатой керамики позднего бронзового века. Схожие процессы слияния разных групп населения происходили и в соседних областях южной лесной зоны. В этом смешении в Поволжье и на среднем течении Оки возобладал финно-угорский этнический компонент, а к западу, на верхней Оке и в Поднепровье, где преобладали потомки фатьяновских и среднеднепровских племен – восточно балтский (Третьяков, 1966). Ираноязычные же племена скифского мира сохранили за собой лесостепную полосу на среднем Дону.  

 

 

Ранний железный век    

 

Климатические изменения - похолодание субатлантического периода, произошедшие в начале первого тысячелетия до нашей эры, совпали по времени с появлением в лесах Восточной Европы изделий из нового металла – начинался железный век. Жизнь поселений постепенно переходит в новый этап. Развивается скотоводство и приемы обработки металлов. Накопление богатств, пусть пока еще небольших, приводит к имущественному неравенству, учащаются военные столкновения между соседними племенами и отдельными родами. Поселения постепенно перемещаются с речных пойм и невысоких террас на высокие мысы коренного берега, где вокруг домов возводятся валы и частоколы. В Волго-Окском междуречье, в том числе и в Заочье, этот процесс происходит довольно активно. Здесь, начиная с восьмого века до нашей эры, формируется своеобразная Дьяковская культура раннего железного века.    

 

Поселения дьяковцев в Заочье  находятся практически на всех тех местах, где ранее существовали поселения бронзового века; со временем появляется также ряд новых неукрепленных селищ. По-видимому, местом обитания самого влиятельного рода или даже племенным центром в этой части долины Оки являлось Подмокловское городище, расположенное на правом коренном берегу Оки. Здесь могло проживать около полусотни человек, объединенных в родовую общину. В ближней и дальней округе, вдоль Оки, располагались небольшие поселения отдельных семей. Ниже по реке, на небольшом холме появилось еще одно городище, которое сегодня по его местоположению мы называем Пущинским.

 

Заочье являлось южной границей расселения дьяковских племен. Восточнее заокских поселений, по средней Оке и ее притокам, обитали финно-угорские племена, предки мордвы и мещеры (городецкой культуры), на юго-западе и юге, по Протве, Тарусе, Угре, Жиздре, Упе, Осетру, располагались поселения балтов (верхнеокской культуры). Вопрос об этнической принадлежности и языке дьяковских племен еще не решен. По всей вероятности, на начальном этапе развития дьяковской культуры население говорило на финно-угорском языке (Третьяков, 1966) унаследованном потомками волосовских племен с привнесением балтских (фатьяновских) и иранских (поздняковских) слов. Этот язык был близок языку мещеры, мери и мордвы.     

 

В степях на юге происходили в это время значительные события. Заволжские скифы вторглись в степи Причерноморья и изгнали киммерийцев, став хозяевами всей степной полосы. Начинается постепенная колонизация побережья выходцами из Греции. В 512 году до нашей эры персидский царь Дарий в отместку за набеги скифов перешел с многотысячным войском Дунай и прошел с запада на восток до Дона. Скифы обратились за помощью ко всем соседним племенам, среди которых были и южные соседи дьяковцев – рыжеволосые и голубоглазые будины. Именно так о верхнеокских племенах (видимо, балтских) скифы сообщали Геродоту, греческому историку, посещавшему Причерноморье через несколько десятилетий после событий этого похода, который закончился для Дария неудачно – скифы заманили его в сожженные степи, где персидское войско едва не погибло от истощения.     

 

Геродот, при описании окраин Скифии, кроме будинов и других народов, упоминает лесные племена тиссагетов и иирков, которыми могли быть финно-угорские городецкие или дьяковские племена. Поэтому есть вероятность, что жителей Заочья раннего железного века мы знаем по их скифскому имени.     

 

Дьяковцы были охотниками, рыболовами и скотоводами, в основном содержали малорослых лошадей, которые могли добывать себе зимой корм прямо из-под снега, а также коров и свиней. Значение земледелия было невелико. В лесах подрубали и сжигали деревья, чтобы удобрить землю золой и вырастить урожай пшеницы и ячменя. Землю возделывали костяными мотыгами. Традиционно важную роль играли охота и рыболовство. Основную часть орудий труда дьяковцы изготавливали из кости, железные предметы были поначалу очень редки и попадали в леса путем обмена, и только в середине первого тысячелетия до нашей эры на городищах начинают изготавливать железо из болотных руд. Дьяковцы умели делать ткань из растительного волокна (крапивного, конопляного или льняного), используя для этого примитивные ткацкие станки. Путем обмена между отдельными родами, с юга в леса попадали степные бронзовые и стеклянные украшения и наконечники стрел. Скифских вещей и предметов, подражающих знаменитому скифскому звериному стилю, на дьяковских поселениях найдено довольно много.      

 

Жилищами дьяковцам поначалу служили круглые полуземлянки с каменным очагом внутри. На Старшем Каширском городище найдены двадцать две таких землянки. При раскопках у деревни Лужки на дьяковском поселении также найдены остатки жилища такого типа (АКР, Московская область, 1994). Срубные и столбовые постройки появляются у дьяковцев позже. Укрепления создавались путем возведения частоколов на высоких береговых мысах между оврагами и проведения рва и подсыпки вала с напольной стороны.  

 

В начале нашей эры на дьяковских городищах происходят важные изменения. Исчезают изделия из кости, появляется большое количество железных предметов местного производства, изготавливается новая керамика с лощеной поверхностью, обновляются укрепления городищ и строятся новые типы домов, растет значение земледелия. Многие элементы культуры в этот период имеют балтское происхождение. Реки получают балтийские названия. Нара, Лопасня, Угра, Жиздра, Осетр и многие другие реки были названы людьми, говорившими на балтских языках. Самое простое имя получила река Упа, на которой сегодня стоит город Тула. Именно так услышат от местных жителей и произнесут балтское слово «река» – «упе», славяне, которые через несколько веков сменят на оке балтские и финно-угорские племена.      

 

В науке нет однозначной трактовки изменения дьяковской культуры на рубеже эр и появления балтской гидронимии в поочье, так же как нет и единого мнения об этническом составе населения дьяковских городищ. Часть исследователей придерживается точки зрения о самостоятельном развитии финно-угорского населения и лишь заимствовании элементов культуры соседних балтов. Другая часть полагает, что на рубеже нашей эры произошло вторжение на восток до берегов реки Москвы балтских племен, которые уничтожили или ассимилировали прежнее финно-угорское население. На многих городищах при раскопках обнаруживают следы пожаров. Есть такие следы и на подмокловском городище.

Пущинское городище также имеет два горизонта - древний, с сетчатой керамикой, и более молодой, с лепной керамикой позднего этапа развития дьяковской культуры (АКР, Московская область, 1994).        

Начиная с первых веков нашей эры, вместе с изменениями в хозяйстве и культуре, в слоях дьяковских городищ резко увеличивается количество импортных вещей. Одновременно, судя по исследованиям костных останков животных на дьяковских памятниках, активизируется пушной промысел, жители городищ начинают добывать бобра, причем не только ради меха. На некоторых поселениях мяса бобра съедалось больше, чем свинины, конины или лосятины.   



Местное население включается в международную торговлю. Как и раньше, многие товары поступали в лесную зону через города Северного Причерноморья. Через многочисленных посредников бронзовые украшения, стеклянные бусы, предметы, изготовленные в римских провинциальных мастерских, проникали далеко на север, в земли, о которых сами мастера, их изготовившие, имели весьма смутное представление. На городищах дьяковцев появляется множество характерных балтских украшений, инкрустированных разноцветной эмалью, которые везли по Оке от устья Угры вниз до места впадения Москвы реки, и потом вверх до плотно заселенной дьяковцами территории на месте теперешней Москвы.     

 


Тем временем на юге вновь начинается движение народов. Во втором веке до нашей эры кочевники сарматы вторгаются в земли скифов, своих западных соседей, и постепенно вытесняют их в Крым. Несколько столетий спустя, с севера, с балтийского побережья, через леса и речные долины, по Пруту и Бугу в Причерноморье приходит волна германоязычных племен, возглавляемых готами и их королем Филимером. В 230 году нашей эры готы создают в Причерноморье и Крыму свое государство, сильнейшее в регионе. Согласно готскому историку Иордану, дань готам выдавали не только степные соседи, но и такие лесные племена как мордва (морденс) и меря (меренс). Если сообщение Иордана верно, то надо полагать, что жители Заочья также платили дань готским королям.  

 

Притеснения сарматов и готов заставляют древние славянские племена, жившие далеко к югу от Оки, на среднем Днепре, двигаться на север, в земли, населенные балтами. Передвижение волны славян привело к тому, что у днепровских балтов стали появляться элементы славянской культуры. В то же время эти племена, испытывая наплыв пришельцев, начинают покидать свои поселения и уходить на север.      

 

В эту эпоху с верховий Днепра на Оку приходит новое балтское племя. Оно также названо Иорданом в числе данников готских королей. В его перечне есть народ Гольтескифов, который многие историки отождествляют с голядью древнерусских летописей (балтское самоназвание - галинды). Это племя расселилось на территории верхнеокских восточно-балтских племен, по Оке, Угре, Протве, и Упе, причем иногда переселение сопровождалось сожжением городищ и захватом поселений местных жителей, над которыми галинды установили свою власть. Культура нового объединения получила название мощинской. Название племени известно нам из более поздних русских летописей, где описываются походы русских князей на непокорную голядь, последние остатки которой в двенадцатом веке держались еще в лесах по Протве.

 

В этот период было основано новое большое городище на реке Городенке (современная деревня Нижняя Городня). Высокий вытянутый мыс перекопали в основании коренного берега глубоким рвом, создав таким образом мощное холмовое укрепление. Это было пограничное городище. Оно принадлежало балтам мощинской культуры.    

 

Одновременно с голядью на верхней Оке появляются и первые славяне. Они долгое время были южными соседями балтов, и сейчас, с ростом населения, отдельные семьи решают передвинуться в лесной край на Оке. Несколько смешанных славяно-балтских селений (почепской культуры) возникают при впадении реки Тарусы в Оку.



Поселения мощинской культуры (галиндов или родственной балтоязычной народности) в четвертом веке нашей эры появляются к югу и востоку от поселений дьяковцев. Городище мощинской культуры  найдено на левобережье Беспуты у села Павловское, и еще несколько похожих городищ и селищ находятся на притоках Беспуты и на ее устье. По-видимому, галинды в четвертом и начале пятого века заняли уже всю долину Беспуты и вышли здесь к Оке.



Тем временем на юге, в степях, произошли драматические события. В конце четвертого века нашей эры государство готов в Причерноморье подверглось разгрому. В 375 году полчища гуннов перешли по льду Керченский пролив и опустошили плодородные земли нижнего Днепра, где были сожжены дотла сотни неукрепленных поселений. Король готов Эрманарих умер от раны, его преемник Винитар был убит, и остатки готов ушли за Дунай. С этого момента начинается Великое переселение народов. Вслед за гуннами в Причерноморских степях появляются тюркоязычные народы - авары, хазары и болгары. Приход аваров и их притеснения заставляют славян искать новых мест для поселений. Славянские племена в это время распространяются еще дальше на север, в леса, занятые балтами. Это движение очень скоро достигло и Заочья.
 


В седьмом веке на верхней Оке появляются славянские переселенцы. Процесс расселения их в среде местных балтов в этот период проходил более или менее мирно. В среде восточных балтов к тому времени уже было немало людей со славянскими корнями. Кроме того, во многом культуры и даже языки двух народов были близки между собой, что облегчало совместное проживание. Однако славяне обладали более совершенным хозяйством, они уже использовали железный плуг и полагались в основном на пашенное земледелие, практиковали перелог, тогда как до их прихода люди могли только сжигать лес и пользовались еще мотыгами или примитивными плугами, которые не были способны эффективно распахивать суглинистую почву водоразделов. Таким образом, славянcкие семьи занимали и свободные земли, осваивая пустующие пространства активнее своих соседей. Переселение все новых и новых славян на верхнюю Оку привело в итоге к смешению населения и принятию балтами славянской культуры и языка.

Согласно Повести Временных Лет первым предводителем славян на Оке был вождь по имени Вятко (Вятший - означает лучший), род которого стоял во главе переселенцев. По имени Вятко названо и все племя поокских славян - вятичи.
 
Поселения вятичей появляются в Заочье в восьмом веке нашей эры.

 

В науке не решен окончательно вопрос о том, что произошло в это время с дьяковскими и мощинскими городищами. Ранее считалось, что дьяковская культура испытала кризис и по неизвестным причинам исчезла за два века до появления в волго-окском междуречье славян. В настоящее время получены доказательства того, что, по крайней мере, часть дьяковского населения продолжала жить в местах своего обитания (Розенфельдт, 1982). По-видимому, балтоязычные дьяковцы Заочья оставались на своих городищах, поскольку вятичи обосновались поначалу только на нескольких поселениях - Дракино (будущий древнерусский город Лобыньск), Лужках, Тешилове, Республике, Прилуках, Федоровке (будущий городок Лопастна), Колтово (будущий Колтеск). Появление древнерусского населения на таких городищах как Подмоклово (будущий вятический город Неринск), Пущино и Нижняя Городня происходит только в одиннадцатом-тринадцатом веках, когда дьяковцы и голядь окончательно смешиваются со славянами или вымирают...       

 

Долина Оки послужила дорогой, по которой вятичи продвигались далее на север и северо-восток. Маленькие и большие реки постепенно получают славянские названия. На берегах Оки появляются курганы вятичей, где похоронены первые славяне на этой земле. В лесах на коренном берегу и по долинам притоков основываются новые деревни. Строятся городки Лобыньск, Неринск, Лопастна, Колтеск. Возле устья реки Любожишки возводится городок Тешилов. С этого времени здесь звучит славянская речь, и обитают предки многих сегодняшних жителей нашего края. С этого времени древняя история заканчивается и начинается уже летописная история Заочья.  

 

Литература:

1. АКР, Калужская область, под ред. Ю.А.Краснова, ИА РАН, Москва, 1992 г.

1. АКР, Московская область, под ред. Ю.А.Краснова, ИА РАН, Москва, 1994 г.

1. АКР, Тульская область, под ред. Ю.А.Краснова, ИА РАН, Москва, 1999 г.

1. Воронков А.Н. Археологические памятники Серпуховского района Московской области, 1925-1966 гг.

1. Крайнов Д.А. Древнейшая история Волго-Окского междуречья. Фатьяновская культура II тысячелетие до н.э., Наука, Москва, 1972 г.

1. Краснов Ю.А. Раннее земледелие в лесной полосе Восточной Европы, Наука, Москва, 1971 г.

1. Розенфельд И.Г. Древности западной части Волго-Окского междуречья в VI-X вв. М.: Наука, 1982.

1. Сидоров В.В. Старшее Каширское городище и Колтеск. В кн.: Археологические открытия 2001 года. Москва, 2002

1. Третьяков П.Н. Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге, Наука, Москва-Ленинград, 1966 г.

  

 

 

Василий Демидов   

 

Туристский спортивный клуб «Азимут»  

Пущино

2008 г.