Шаня 2001
Автор: Administrator   
20.11.2007 14:03
Отчет о водном походе по реке ШАНЯ (Калужская обл., 60км, 1* к/с)

Маршрут похода: Пущино - Медынь - Гиреево (Гусево) - Кондрово - Малоярославец - Бекасово - Столбовая - Серпухов - Пущино

совершенном 13.04-16.04.2001 группой в составе:

1-4. Дещеревский Леша (рук., автор отчета), Потапов Саша (11),
Селезнев Илья (11), Дубровский Петя (12)
Таймень-3
5-7. Дещеревские: Олег (10), Оля (12),
Флотский Саша (12)
Салют-2
8-11. Малаховские: Яна, Ваня (12), Миша (8),
Семенов Володя
Салют-2
12-15. Ветров Роман, Наумченко: Максим (13), Ксюша (11),
Бадаев Никита (12)
Салют-2

Автор А.Дещеревский,
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Содержание отчета:

1. Характеристика реки
2. Финансы, транспорт, раскладка
3. Описание маршрута
3.1. Подготовка к походу
3.2. Заброска
3.3. Мост в Гусево - р.Коетижа
3.4. р.Коетижа - шоссе Медынь - Юхнов - Горнево
3.5. Горнево - Никольское - Кондрово
3.6. Кондрово - Пущино
3.7. Выводы
4. Дополнение от Семенова Володи
5. Благодарност

1. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕКИ

Шаню мы увидели впервые, причем попали на самый пик паводка. Расход воды в начале маршрута, около Гусево, можно оценить как 3-5м3/с, а ниже шоссе Медынь-Юхнов - в полтора раза больше. При уклоне 1м/км (что сопоставимо с Каширкой, Волгушей или Малой Истрой) речка течет весьма неслабо, скорость струи местами превосходит 10км/ч, то есть перегрести поток практически невозможно . На узкой и лесистой речке это создает серьезные проблемы для недостаточно опытных экипажей. Иллюстрацию к сказанному могут составить 4 оверкиля Салютов-2 за два дня, а ведь их капитаны вовсе не в первый раз сели в байдарку!

С другой стороны, при внимательном и аккуратном сплаве справиться с речкой все-таки можно, и для этого вовсе не обязательно быть профессиональным слаломистом или Шварценегером. Так, 12-летняя Оля (капитан) и 10-летний Олег (матрос) успешно провели свой Салют через все испытания, хотя однажды они тоже были довольно близки к перевороту, когда их байдарку прижало к дереву. Впрочем, и Оля, и Олег до Шани успели поматросить примерно в пятнадцати водных многодневках, а во время прошлогоднего похода по паводковой Оке они впервые прошли весь маршрут на отдельной байдарке, без взрослых.

Несомненное достоинство Шани - практически полное отсутствие завалов (за три дня мы обносились всего дважды, оба раза на разбоях), и постоянно сильное (по крайней мере, в пик паводка) течение. На "плесах" скорость реки иногда падает до 3-4км/час, но в среднем струя несет со скоростью 5-6кмч, что для Подмосковья, даже весеннего, совсем не мало. Стоячей воды на маршруте нет вообще, за исключением последнего 10-километирового участка перед плотиной в Кондрово. Поэтому тем, кто имеет возможность заказать автотранспорт на реку и обратно, уезжать лучше из Никольского - место для антистапеля там гораздо удобнее.

В целом, река показалась мне существенно сложнее паводковой Лопасни (уклон которой на "ключевом" участке от ст.Луч до Хатуни близок к 0.5м/км, т.е. вдвое меньше). При равной ширине русла течение на Шане заметно сильнее, а концентрация кустов и нависающих веток - не меньше, чем на самых "спортив-ных" участках Лопасни. К тому же на Лопасне относительно сложные места чередуются с более простыми, а Шаня вся примерно однородна по сложности.

Но самое главное, на Шане почти нет населенки! Хвойные леса сопровождают реку не везде, но их достаточно, чтобы выбрать удобное и красивое место для лагеря, если только не останавливаться на вынужденную ночевку там, где перевернулся. Единственный довольно существенный минус - забрасываться на реку приходится "заказным" автотранспортом, но в наше время это не такая уж и проблема.

Резюме маршрута: хорошая весенняя "паводковая" речка на выходные. Красивая, не населенная, в меру сложная. Для москвичей - с близкой и не слишком дорогой заброской. Основная часть маршрута проходится за 6-8 часов (это "чистое" время сплава, без остановок и перекусов), плюс еще пару часов на "выход" от Никольского в Кондрово. При наличии своего автотранспорта можно уложиться в два дня, но речка достаточно приятна, чтобы растянуть удовольствие до трех суток.

2. ПРОДУКТЫ, ТРАНСПОРТ И ФИНАНСОВЫЙ ОТЧЕТ

Как видно из приведенного ниже отчета, основные расходы связаны с транспортом, прежде всего, автомобильным. Ну разве это по-честному, что в автобусе полный билет детям надо брать уже с семи лет, хотя работать по закону можно только с четырнадцати! А ведь известно, что четверо десятилетних подростков вполне помещаются на двух взрослых местах, да и весят они не больше, чем двое взрослых! Наконец, детские тургруппы могли бы ездить по льготным ценам во внеурочное время, когда автобусы все равно ходят полупустыми...

Увы, дети сейчас никому не нужны.

А ведь как знать, если бы автопарк в свое время ввел для подростков какие-то скидки, сколько ребят вместо того, чтобы сидеть по подъездам и подворотням, могли бы, как мы, отправиться в походы и на экскурсии! И может быть, из них выросли бы совсем другие люди! И в результате теперь автоколонне не приходилось бы за свой счет возить взад-вперед толпы охранников и милиционеров, охотящихся за теми самыми, когда-то оставшимися дома детьми...

Транспортные и другие расходы

Общие расходы пущинцев и москвичей, делились на 15 чел:

 

Машина Пущино-Малоярославец-Медынь-Гусево (16.00-19.30):

1000

Ремнабор и подготовка гермомешков для похода:

100

Продукты в с.Никольское (хлеб, гречка):

26

Автобус Кондрово-Малоярославец (15.30-17.30):

460

Мороженое в Малоярославце:

90

Пряники в Малоярославце:

42

Вода в Малоярославце:

8

Электричка Малоярославец-Бекасово (18.05-19.00):

110

Всего:

1836р, или 122.5р/чел

Расходы пущинской группы, делились на 12 чел:

 

Электричка Бекасово-Столбовая (20.12-21.28):

96

Электричка Москва- Серпухов (21.26-22.00):

Мороженое в Серпухове:

50*

Вода в Серпухове:

9

Автобус Серпухов- Пущино (23.10-0.00):

200

Всего:

305р, или 25.5р/чел

* - на деньги Лехи из Балабаново

Раскладка на 15 человек на три дня, из расчета 25р/чел/день

тушенка15бх0.35кг=5.2кгрис0.9кглук0.5кгчай0.4кг
сгущенка9бх0.35кг=3.2кгвермишель1.3кгчеснок0.2кгсоль0.3кг
масло0.3кггречка2.0кгшоколад0.8кгхлеб3.5кг
изюм1.0кггеркулес0.6кгорехи0.4кгпеченье1.0кг
сахар1.1кгманка0.9кгсыр0.5кгпряники1.0кг
сухофрукты0.5кгсупы0.5кгколбаса1.1кг  

Итого расходы пущинской группы составили 148р/чел; фактически собрано по 150р/чел; остаток от похода в сумме 24р передан в фонд секции. На покупку продуктов к походу было потрачено еще по 75р/чел. Таким образом, полная стоимость трехдневного похода составила 225р/чел.

3. ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

3.1. Подготовка к походу

Изначально мы собирались ехать на Ресету, но из-за дороговизны транспорта маршрут пришлось срочно менять в последний момент. На густонаселенные и грязные реки вроде Лопасни, Нары или Протвы мне ехать не хотелось, относительно приятная Поля еще не вскрылась... На общем собрании решили идти на Шаню: судя по карте, деревень там немного, леса достаточно, а стоимость заброски укладывалась в более-менее разумную сумму. Правда, ни отчетов, ни "живых" предшественников найти не удалось, поэтому сплавляться мы будем в режиме первопрохождения. Но во-первых, когда-то по Шане пущинцы все-таки плавали, и во-вторых, судя по карте, ничего экстраординарного на этом маршруте вроде бы нет... Правда, настораживал довольно большой средний уклон, поэтому на случай нештатной ситуации мы "разбавили" детскую группу четырьмя взрослыми.

Из спасательного снаряжения у всех были спасжилеты, а байдарки были оборудованы емкостями непотопляемости. На Салютах мы усилили кильсоны деревянными лагами. Внешнюю обвязку решили не делать: она заметно тормозит лодку и увеличивает вероятность переворота. Если же байдарка все-таки перевернется, то мы надеялись вытащить ее из реки и без обвязки - не такая уж полноводная речка все-таки эта Шаня. Разумеется, все вещи были привязаны, что впрочем не помешало нам потерять один фотоаппарат (его хозяин пытался запечатлеть момент собственного переворота), а также пару сапог и еще какую-то мелочевку.

3.2. Заброска

Поскольку времена бесплатного сыра (я имею в виду социализм) прошли уже несколько лет назад, транспорт на речку нашей детской группе теперь приходится оплачивать из своего кармана. Хотя администрация города в лице различных комитетов регулярно обещает клубу всяческую помощь, реально средств на детский туризм у нового правительства нет. Какие там дети, если большинство олигархов даже налоги заплатить не может! Поэтому чтобы не оказаться в последний момент "у разбитого корыта", мы стараемся обходиться своими силами.

К счастью, наиболее сознательные и дальновидные сограждане оказывают нам в этом всяческое содействие. И правда - кому из водителей охота, чтобы соседский десятилетний ребенок, напившись до чертиков и обкурившись наркотиками, с матерными воплями ночью резал под окнами шины автомобилей, или подстерегал в подъезде прохожих с приобретенной по случаю гранатой-лимонкой? Нет уж, пусть лучше дите вместо этого пойдет в поход, чтобы окружающие хотя бы неделю пожили спокойно! А если повезет, может, он и вообще там утонет!

Наверно, именно поэтому вот уже который год нам удается арендовать автотранспорт для детского похода не по коммерческой цене, а "по себестоимости" (то есть за 2-3-кратную цену бензина). Да и другие спонсоры периодически подкидывают клубу то старую, но еще вполне годную палатку, то веревку, то котелок, а то и почти целый "Салют".

На этот раз разговор о машине возник случайно. Мой сосед - Спиридонов Женя - посоветовал позвонить в Оболенск. "У Анатолия есть подходящая для вашей группы машина, а живет он рядом с Малоярославцем и те края хорошо знает. Но главное - он хороший человек, и что важно, очень надежный: в прошлый раз машина у него сломалась, так он перевозил мои вещи до двух часов ночи, и потом мы их вместе до самого утра разгружали!"

Воодушевленный такой рекомендацией, я сразу позвонил Анатолию, и вскоре мы договорились, что в пятницу в три часа он подъедет в Пущино. Время было выбрано с таким расчетом, чтобы дети успели вернуться из школы, но в то же время мы попали на речку засветло.

Накануне стало ясно, что в школу завтра большинство ребят пойдет только для виду, а обратно они вернутся с двух-трех уроков, то есть еще утром. Самые нетерпеливые вообще остались дома, чтобы получше наесться перед походом. Поэтому мы решили собраться в клубе около двух, и я попросил Анатолия, если удастся, подъехать пораньше.

Увы, ни в два, ни в три машины на месте не оказалось. Мы не сомневались, что Анатолий обязательно приедет, но все-таки ждать до утра не хотелось...

Сперва я думал, что у Анатолия возникли осложнения на работе, но потом мне объяснили, что сегодня не просто Пятница, а еще и тринадцатое апреля! В общем, то, что мы все-таки уехали, не забыв и не перепутав при этом байдарки, - это настоящее чудо!

Володя и Яна, которых мы должны были подобрать в Малоярославце, просидели на платформе около двух часов. Когда мы приехали, они так удивились, что даже забыли сказать, что обо мне думают. Я, впрочем, и не настаивал...

Дальше перегруженная машина шла с трудом, но как ни странно, до речки мы все же доехали. Тринадцатая Пятница оказалась несчастливым днем для гаишников: они так и не догадались остановить нашу машину! Вскоре после поселка Гусево асфальт повернул влево и неожиданно свалился к речке. Все, приехали! - обрадовались дети и разбежались по окрестным кустам, а взрослые пошли выбирать место для лагеря.

3.3. Мост в Гусево - р.Коетижа

Ночевку и стапель организовали на левом берегу Шани чуть ниже моста. Чтобы не бегать по крутому обрыву, в сосновый бор не пошли, а встали в ивняке прямо у воды. Вообще, хвойные леса на Шане растут, как правило, на некотором возвышении, поэтому наличие леса еще не означает, что удобный лагерь можно разбить прямо у воды.

Чтобы не ехать домой в ночь, Анатолий остался до утра с нами, однако рыбу ловить не стал (мы тоже не ловили - собирали байдарки), и на ужин пришлось есть кашу.

Из-за опоздания вечером собрали только одну байдарку (вторую - частично), поэтому с утра пришлось продолжить стапель и вышли только в двенадцатом часу. Речка выглядит довольно серьезно: уклон, что называется, заметен "на глаз". Вода шумит, как в горах, от каждого куста или бревна в стороны расходятся пенные бурунчики. Течение скорее бурное, чем спокойное: через валяющиеся у берега коряги перекатываются небольшие водопадики, а в берег плещут вполне заметные волны.

Погода пасмурная, но дождь мелкий, несильный и он не очень мешает. Несмотря на течение, скорость невелика: то и дело приходится продираться под низкими ветками или плыть через затопленный лес, чтобы обойти торчащие в русле коряги и бревна.

Через час хода на разбоях около с.Гребенкино встретился первый и единственный за весь день настоящий обнос. Обнос не длинный, но неприятный, по грязи. Впрочем, его можно избежать, если пойти по более узкой левой протоке. Правда, свернувшим туда Роме и Никите все равно пришлось высаживаться, чтобы провести лодку под низким бревном.

Сразу после обноса Володя и Яна с Мишей и Ваней, отплывавшие последними, не смогли правильно выйти на струю и въехали в столб, где их и перевернуло набегающим потоком. Привязанные к кильсону лаги спасли лодку от серьезной аварии, а вообще-то при таком течении "переломить" байдарку может в два счета.

На пятнадцать человек у нас всего четыре байдарки, поэтому лодки перегружены, и это затрудняет маневр. Но взять пятую лодку мы не сумели. Кроме моего "Тайменя", все остальные суда - это старые азимутовские Салюты. Им уже больше двадцати лет, и перед каждым походом приходится менять деревянные детали кильсона, ставить новые крючки и заклепки, подкручивать шурупы, не говоря уж о ремонте старых, догнивающих свой век шкур. Дело это довольно трудоемкое, а поскольку в ремонте участвовали только дети из пущинской секции (москвичам, чтобы помочь, нужно до нас почти целый день ехать), то чудо, что нам удалось подготовить хотя бы три Салюта. К тому же, как показал опыт похода, на пять байдарок у нас просто не нашлось бы пятерых достаточно опытных капитанов...

Вынужденный обед устроили на поле в полкилометре от места киля. Когда Володя, Яна и дети переоделись и подплыли к нам, еда уже была готова. Есть пришлось под тентом; сильный ветер и дождь создавали на поле дискомфортную обстановку. Ну ничего, может быть, в следующий раз для переворота будет выбрано более удачное место!

После обеда шли еще около часа. В устье правого притока - р.Коетижа - второй и последний на маршруте глухой завал. На вопрос "обноситься или плыть дальше?" все дружно закричали "плывем!". Но уже полседьмого, а обнос, в отличие от предыдущего, довольно сложный: нужно поднимать и переносить байдарки над сучковатыми бревнами. Отплывем в лучшем случае в семь, и почти сразу же нужно вставать на ночевку. Не лучше ли заночевать прямо здесь, чтобы утром встать на воду ниже завала?

После короткого обсуждения решаем остановиться. И не зря: когда народ вылез на берег, оказалось, что все балласты, особенно Саша Потапов, совсем замерзли и еле шевелятся. Да и взрослые уже подустали, так что еще неизвестно, чем бы окончился дальнейший сплав. А место здесь, кстати, совсем неплохое: в лесу, несмотря на дождь, не так уж сыро, дров - навалом, а огромные густые ели у самой реки позволяют сидеть у костра в сухости даже без тента.

3.4. р.Коетижа - шоссе Медынь-Юхнов - Горнево

Судя по карте, за субботу мы прошли едва ли десятую часть речки. Если так пойдет и дальше, уезжать придется с моста между Мятлево и Медынью. Впрочем, не каждый же день мы будем переворачиваться! И собираться до обеда нам завтра утром вовсе не обязательно! Наконец, после притока воды в реке станет больше, а русло - шире, и мы будем меньше времени терять на бесконечных извилинах и поворотах...

Погода с утра выдалась солнечная и ясная. Ночью еще прохладно, но после восхода солнца быстро теплеет. Стартовали в одиннадцать, через полтора часа устроили перекус на затопленном острове. Река очень красива, на высоком левом берегу картинный елово-сосно-вый лес, а внизу у воды очень уютные сухие стоянки. Вот где надо было переворачиваться!

Благо, нашлось и подходящее место. После довольно спокойного участка на повороте реки течение внезапно уходит в лес, и чтобы вернуться на чистую воду, нужно вовремя сделать довольно резкий маневр. Шедшие за нами Оля, Олег и сидевший у них балластом Саша Флотский чуть зазевались и их потащило в лес. К счастью, ребята сумели развернуть свой Салют вдоль струи, а когда столкновение с деревом стало неизбежным, подставили потоку дно, и их лодку не "закусило". Спустя несколько секунд им удалось благополучно уйти с опасного места и задним ходом траверсировать реку к безопасному берегу.

Следующий перекус устроили на мосту. Время - всего только час, а мы уже прошли полмаршрута! Может, сегодня нам удастся наверстать упущенное накануне и войти в график?

Увы, в нескольких километрах от моста нас ждала новая неприятность.

Оля за утро устала физически и морально - речка действительно для нее слишком сложная, - и попросила Яну на некоторое время сесть капитаном в их детскую байдарку. Оставшись без Яны с тремя детьми, Володя не справился с управлением и совершил новый переворот, самый серьезный за весь поход.

После оверкиля Миша бросил лодку и в одиночку поплыл к берегу. Пока мы договаривались с Володей, кто будет спасать Мишу, а кто - вытаскивать перевернутый Салют с Максимом и Сашей, прошло несколько секунд. Другие две байдарки в это время обходили корягу, на которой перевернулся Володя, и не могли сразу же оказать помощь.

Пока мы ловили Мишу, прошло еще полминуты. Все это время перевернутый Салют тащило по стремнине, а его экипаж находился в ледяной воде. Максим Наумченко и Саша Потапов просто держались за байдарку, а Володя пытался грести к берегу: глубина речки тут больше двух метров.

Первым к перевернутому Салюту подошел Рома и помог отбуксировать байдарку к прибрежным кустам. Когда подплыли мы, Максим уже выбирался на берег. В наиболее опасном положении оказался Потапов Саша. Пока байдарку несло по течению, он так и не вытащил ноги из-под байдарки (это надо делать сразу после переворота! Если нужно - даже окунувшись для этого с головой!), и когда лодку прижало к кустам, ему никак не удавалось освободить сапоги. В конце концов он просто выскочил из сапог (которые, конечно, уплыли) и выбрался на берег босиком. Саша так сильно дрожал от холода и пережитого потрясения, что дежурить (мы решили варить в месте переворота обед) вместо него пришлось Саше Флотскому.

Всего ребята пробыли в холодной воде больше минуты и проплыли за это время почти триста метров. Известно, что уже десятиминутное пребывание в холодной воде грозит для неподготовленного человека серьезным переохлаждением ("моржи" не в счет!) Однако небольшое купание, как ни странно, часто идет только на пользу: несмотря на целую серию водных процедур ни в этом, ни в других весенних водных походах у нас ни разу ни у кого не было даже простуды! (А если кто-то все-таки заболевал, то только после похода)...

После обеда и традиционного в таких случаях переодевания в сухую одежду мы двинулись дальше. Но далеко уплыть нам не удалось. Дело в том, что весь предыдущий день Никита и Рома разрабатывали новую тактику сплава по засоренной ветками и корягами речке. Традиционный способ, основанный на различных хитрых маневрах с движением байдарки назад или вбок и судорожным маханием веслами они не то чтобы критиковали, но считали слишком прямолинейным. По их расчетам, на речке типа Шани капитан, и особенно матрос, должны прежде всего работать головой! Поэтому увидев мешающие сплаву ветки и сучья, они не обходили их стороной, а наоборот, выруливали на самую середину струи и на максимальной скорости с ходу таранили препятствие, обычно разбивая его вдребезги пополам! И пусть плывущие сзади байдарочники удивляются, откуда на реке столько мелких щепок, обломков и веток.

К сожалению, я раньше не был знаком с подобной тактикой сплава. Конечно, я слышал, что в серьезные походы настоящие водники берут с собой каски, но самонадеянно посчитал, что на Шане они не понадобятся. Как оказалось, понадобились! Причем не простые, а со специальной пилой-ножом на макушке!

Но об этом чуть позже. Пока что мы плыли по речке, радуясь, что русло становится шире, а течение - ровнее, и значит скоро мы окажемся в месте запланированной ночевки у села Завалипы. Как всегда, наш Т-34 плыл впереди, затем шла детская байдарка, в конце - подстраховывающие детей взрослые.

В одном месте Шаня, сужаясь и ускоряясь, проходит между двумя здоровыми деревьями. После импровизированных "ворот" река опять расширяется, образуя у каждого берега мощный водоворот с обратным течением. А центральная струя почти сразу уходит под висящее над водой огромное дерево - живописную арку шириной около десяти и высотой чуть менее полуметра. Дерево это примерно в два раза толще байдарки.

Причем, вся эта красочная картина, столь радующая глаз опытного байдарочника, появляется перед туристами внезапно, так что времени на раздумья почти не остается. Я едва успел увести наш Таймень в левый по ходу улов, и стал кричать Оле, чтобы они ушли со струи. Оказавшись в положении буриданова осла, Оля долго не могла решить, куда же плыть: вправо или влево. Несмотря на мощный реверс, их неудержимо несло к бревну. Только когда до дерева осталось несколько метров, Оля наконец развернула хвост и увела лодку вправо.

Когда детская байдарка оказалась в безопасности, я попытался предупредить шедших сзади Никиту и Рому. Но было уже поздно. Никита опять решил применить свой любимый прием. Вот где ему пригодилась бы та каска, с пилой на макушке!

Увы, каски не было... Поэтому дерево после удара все-таки устояло. Рома с Никитой оказались в воде, а Ксюша повисла на ветвях дерева-арки.

Володя, Миша, Ваня и Яна, плывшие рядом, явно не ожидали такого исхода. Они так удивились, что дерево не упало, что даже не попытались куда-нибудь повернуть. Спустя несколько секунд они тоже врезались в арку и сразу перевернулись.

Так закончился второй день нашего сплава.

В который уже раз нашему "бревноуту" пришлось заняться спасработами. Детская байдарка оказывала посильную помощь, собирая плывущие вещи. Когда мы наконец выловили и перевезли на берег всех желающих слезть с дерева, оттащили в безопасную заводь и разгрузили байдарки, нашим глазам предстала удручающая картина.

На сыром и еще не просохшем после таяния снега склоне буйной порослью радовалась молодая крапива. Из других видов флоры присутствовали только торчащие из сочащегося болотца насквозь мокрые, трухлявые и гнилые стволы мертвых деревьев. Чуть выше, за полоской приречного чернолесья начиналось голое поле, больше напоминавшее по виду болото. Наиболее сухими дровами в радиусе нескольких километров мы вынуждены были признать деревянные кости только что потерпевших аварию Салютов...

Поскольку плыть дальше все равно было бы невозможно, мы решили переодеться и поставить палатки. Как ни странно, после ужина у жаркого костра народ не только согрелся, но даже сумел подсушить какие-то вещи. Вечером Миша был поражен тем, что двенадцатилетняя Оля еще ни разу не переворачивалась. "Ха! Ну ты и новичок!! А я в восемь лет уже переворачивался три раза!!!" Повреждения байдарок опять оказались незначительными, и с ремонтом я управился в одиночку. Однако вечерних посиделок снова не получилось: вставать утром придется в пять, иначе мы можем не доехать до дома.

3.5. Горнево - Никольское - Кондрово

В восемь утра мы уже сидели в байдарках. Примерно через полчаса сплава наш Таймень и детская лодка пошли вперед, чтобы попытаться в Никольском найти машину до станции (мы еще надеялись успеть на дневной дизель Вязьма-Калуга). Остальной народ, наученный вчерашним опытом, все подозрительные места (то есть почти всю речку) обходил по берегу. Но сохранить тело в сухости им это не помогло: вылезая из байдарки во время одной из проводок, Ксюша провалилась по пояс в реку и снова промокла.

В Никольском я целый час (с 9 до 10 утра) пытался найти машину, но безуспешно. Будний день, и почти все, у кого есть свой транспорт (а таких в поселке немало), уехали на работу в Кондрово и вернутся только вечером.

Пока я бегал по поселку, Ксюша переоделась и мы поплыли дальше, в Кондрово. Почти сразу за Никольским течение исчезает и 10-15км до плотины в Кондрово приходится грести по стоячей воде. Кстати, ночевки перед Кондрово возможны не только около Косатыни, но и ниже: на правом берегу Шани есть несколько живописных, вполне туристских стоянок.

У плотины в Кондрово мы были в двенадцать - полпервого. Место для антистапеля здесь, в центре города, тесное, грязное и неудобное, почти на дороге, и это серьезный минус маршрута. У нас тут сперли часы, которые Оля заботливо разложила сушиться на коврике, пока разбирала байдарку. Правда, до автостанции всего триста метров, и автобусы ходят довольно часто, но я бы все-таки предпочел разбираться где-нибудь в лесу, с тем, чтобы потом пройти до автобуса лишние полкилометра.

3.6. Кондрово - Пущино

Превратности изменчивой байдарочной судьбы, задержка с выездом на маршрут и незапланированные оверкили (дома я надеялся, что переворотов у нас будет не больше одного, максимум двух), - все это помешало нам попасть в Кондрово вовремя, то есть в десять утра. Соответственно, на обеденный калужский дизель мы опоздали. Пришлось ехать автобусом до Малоярославца, а это и дорого, и долго. При удачном раскладе теоретически мы могли бы еще успеть в Бекасово до шести (тогда были бы дома в девять), но сначала мы долго грузились в "львовский" автобус, потом он еле тащился и наконец вовсе сломался. Что поделать - сказывается Пятница, Тринадцатое... И хотя водитель довольно быстро, минут за десять, устранил неполадки (заменил ремень), на станцию мы приехали с опозданием. Правда, на последнюю электричку Бекасово-Столбовая все же успели.

В последнем, одиннадцатичасовом пущинском автобусе все сразу уснули. Еще бы, дети на ногах с четырех утра! К тому же нам пришлось везти домой все четыре байдарки, "отрабатывая" за расставшихся с нами в Бекасово москвичей. Если бы не водитель автобуса, специально для нас сделавший полукилометровый крюк и подбросивший всю группу к Азимуту, дети попали бы домой только в третьем часу ночи!

Пока наиболее сильные ребята в две ходки таскали байдарки и вещи в Азимут, младшие дети и девочки распаковывали тюки и вешали шкуры на просушку. Если не развернуть мокрую байдарочную шкуру сразу же, через пару дней ее можно будет просто выкинуть. К часу ночи наиболее срочные дела были кончены, и мы наконец разошлись по домам. Тяжелейший двадцатичасовой день, наконец, кончился.

3.7. Выводы

Апрельские водные походы всегда отличаются от майских и уж тем более летних относительно холодной погодой, крутым нравом реки, временным цейтнотом. Но этот поход оказался особенно тяжелым и более сложным, чем предполагалось. И хотя все ребята с честью выдержали характер, никто не ныл и не жаловался, в следующий раз мы, видимо, выберем для апрельского похода менее спортивную речку.

Или возьмем с собой таких взрослых, которые пореже переворачиваются.

4. ДОПОЛНЕНИЕ ОТ СЕМЕНОВА ВОЛОДИ

Приятно вспомнить приключения жизни, опять окунуться в те события. Отчет читается как рассказ, на одном дыхании. Но как участник сплава и дабы восстановить историческую справедливость, хочу поправить несколько "ляпов" в тексте.

После второго оверкиля, когда Роман догнал перевернутый корабль, за него цеплялось не два, а ТРИ поплавка. Я посчитал, что буду более полезен Максиму и Александру, находясь рядом с ними. К тому же, "Таймень" уже спешил на помощь к Мише, и ему я не был нужен.

Я полагаю, что со мной согласится большинство участников похода, а особенно действующие лица последующего мероприятия, что последовательность третьего и четвертого переворотов была несколько иной. За детской байдаркой шел наш Салют и, не зная, что ему делать, он предпочел просто перевернуться. Мы побоялись стукнуться в дерево головой и понадеялись, что в нижней полусфере проход будет более свободным. И уже после того, как Яна удобно устроилась на перевернутом судне (так сказать заняла место в первом ряду), Миша был в относительной безопасности (хотя с этим можно и поспорить), а я с Ваней повис в воде на том, что преградило нам путь, команда Романа, засмотревшись, с их слов, на "неожиданные разноцветные украшения на пути следования", кильнулась прямо под нас. Далее все происходило по обычному распорядку с той лишь разницей, что вытаскивать надо было сразу два Салюта.

В народе ходит присказка: "Первый раз - случайность, второй - закономерность, третий - привычка". Как инициатор трех приключений, смею заметить, что четыре оверкиля - не предел! Просто нас попросили больше не хулиганить, что мы и старались выполнить, и не безуспешно, на протяжении всего последнего дня пути. Сказали бы раньше - всем было бы легче.

НО СКУЧНЕЕ!

Участники похода БЛАГОДАРЯТ:

Анатолия из Оболенска - водителя а/м ЕрАЗ

Антона Крупенникова - в походе использовался котелок, подаренный им клубу

Елену Селантьеву - за расписания автобусов из Малоярославца и Кондрово

Леху из Балабаново - за подаренное всем участникам мороженое

Михаила Алексеевича Деркачева - водителя а/к 1790